Урок « ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ГЕНОВ.»
ЦЕЛЬ:
Формирование знаний об основных типах взаимодействия аллельных и неаллельных генов на примере множественного действия генов и новообразования при взаимодействии неаллельных генов.
Оборудование: таблицы по общей биологии.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА:
- повторение.
- Методы изучения человека (устный опрос).
- Решение задач по карточкам (работа класса).
- подготовка к зачету по теме «Основы генетики» ( работа с тестами ).
- П.Новая тема:
Мендель, изучая закономерности наследования, исходил из предположения. Что один ген отвечает за один признак. Например, один ген отвечает за развитие цвета гороха, но не влияет на форму семян. Эти гены располагаются в разных хромосомах, и их наследование идет независимо друг от друга.
постепенно выяснили, что между генами и признаками сложные взаимоотношения. В хромосомах есть не один, а много генов и они могут взаимодействовать между собой.
- Взаимодействие аллельных генов.
Аллельные гены- располагаются в разных хромосомах и отвечают за один и тот же признак. Наследование аллельных генов идет независимо друг от друга (как цвет и форма семян гороха)
один ген отвечает за один признак
А) полное доминирование- при котором проявляется только доминантный признак, а рецессивный нет.
Б) неполное доминирование- у гибридов наблюдается промежуточный характер наследования.
В) кодоминирование- в этом случае у гибридов проявляются два признака. Так наследуется группа крови:
Аллели 00 – 1 группа
АА,АО- 2 группа
ВВ,ВО – 3 группа
АВ- 4 группа
- Взаимодействия неаллельных генов
- Комплементарность- это проявление новых фенотипических признаков при совместном сочетании
объяснение рис.113 на стр. 223.
Например, при скрещивании кур, имеющих розовидный и
гороховидный гребень, вс е 1 поколение имеет ореховидный гребень. При скрещивании
гибридов у потомков наблюдается
расщепление по форме гребня: 9 гороховидных, з розовидных, 3 гороховидных, 1 листовидный
- Эпистаз-
- полимерия
- Множественное действие генов-
4. Цитоплазматическая
наследственность-