Из
опыта работы:
«ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ»
Много лет назад проблема здоровья учащихся для меня, как учителя биологии, стала очень актуальной. Началось это с момента, когда я познакомилась с результатами медосмотров в своей школе. Цифры поразили меня. Я впервые для себя открыла, что эта проблема реально существует, и нигде-то там далеко, а конкретно в нашей школе. Это заставило меня задуматься, как можно изменить сложившуюся ситуацию, что может сделать каждый учитель на своем рабочем по сохранению и укреплению здоровья детей. Проблема здоровья детей так меня затронула, что я не могла оставаться равнодушной. Именно поэтому вся моя дальнейшая практическая деятельность в школе была направлена на изменение отношения учителей, родителей и детей к этой проблеме, формирование навыков поведения у детей здорового образа жизни. Все, происходящее в школе, так или иначе имеет непосредственное отношение к здоровью детей: это характер и условия обучения, уровень педагогической культуры учителя, содержание и дозировка домашних заданий. Я уверена, что каждый учитель может реально много сделать для изменения существующего положения. Главное, понимать значимость проблемы, верить в свои возможности, регулярно, последовательно следовать выбранному направлению, и тогда у Вас все получится.
На
уроках биологии с детьми мы начали вести
дневники здоровья . В дневник
они вносят данные, связанные с
изменениями роста, веса, объема грудной клетки, продолжительности физического и
умственного труда и т.д. Такая практическая деятельность помогла многим учащимся по-новому посмотреть на себя, оценить свое здоровье, научила снимать антропометрические данные,
следить за своим самочувствием, формировать собственный образ жизни. Сравнительный
анализ результатов за 9 и 10 классы
позволил сделать наблюдения, что у мальчиков за это период рост изменился в среднем с
В настоящее время болезненное значение приобретает проблема полового воспитания детей. В системе образования была попытка ввести предмет «Этика и психология семейной жизни», но предварительно не была налажена подготовка специалистов, учебников, поэтому новый предмет скоро исчез из школьного расписания. Но потребность в формировании основ полового воспитания есть. Я могу судить это и по своей деятельности. Проводимое для девочек и мальчиков 7 классов занятие «Изменения» имеет большой интерес. Тем более, что родители и часто учителя боятся говорить на эту тему. Проведенная среди учащихся 9-х классов диагностика помогла выяснить, что 60 % родителей не ведут бесед с детьми на тему полового развития, 96 % учащихся не делятся своими проблемами со своими родителями, и в то же время 13,8 % детей признались, что уже в 13-14 лет имели половую связь. Тема полового воспитания, несомненно, очень важная , так как она является частью общей мотивации здорового образа жизни.
Хотелось бы поделиться опытом работы в области профилактики курения в школе. Проблема курения среди подростков очень актуальна, так как эта вредная привычка начинает формироваться именно в школьном возрасте. В моем опыте работы с учащимися 7-х классов есть организация творческих проектов «Письмо курильщику». В обращении к курящим людям дети рассказывают о вреде курения для самого курильщика и для окружающих, пытаются убедить бросить эту пагубную привычку. Среди таких писем часто можно найти даже стихи, басни, лозунги. В школе № 17 на протяжении четырех лет с 2000 по 2004 годы мною проводится мониторинг табакокурения среди учащихся 6-11 классов. Ежегодно проводится анонимный социологический опрос по вопросам:
- В каком возрасте ты впервые попробовал курить? Какие у тебя были ощущения?
- Куришь ли ты сейчас и как часто?
- Каковы твои предложения по антиникотиновой пропаганде в школе?
Эта анкета позволила выяснить количество пробовавших и курящих на данный момент девочек и отдельно мальчиков. Анализ результатов таблиц, графиков, диаграмм позволил сделать вывод, что наблюдается стойкое увеличение количества курящих подростков. Количество пробовавших курить гораздо больше, чем курящих. Дети писали в своих анкетах, по каким причинам они начинали курить: не отличаться от сверстников, «быть, как все», испытать новые ощущения, казаться взрослым, понравиться противоположному полу, проблемы в семье. Отмечается, что дети, которые почувствовали негативные ощущения во время первой затяжки, впоследствии не имели желание курить дальше. Никто из опрошенных не хотел иметь в будущей семье курящего партнера. Все осознают вред курения для окружающих и самого курящего. В то же время признают, что бросить курить очень трудно. Некоторые выкуривают до одной пачки в день. Почти все отмечают малоэффективность антиникотиновой пропаганды в школе. Никакие меры не помогут, если сам человек не захочет бросить курить. Старшеклассники сами считают, что единственной мерой предупреждения табакокурения должна стать мода среди молодежи на здоровый образ жизни. Здорово и то, что сами учащиеся школы хотят изменить существующее положение в школе. Например, силами детской команды здоровья создан Театр здоровья. Учащиеся 10 «А» класса сами написали пьесу «Курить, иль не курить?», готовят постановку.
В 2003 году была организована кафедра
«Здоровье». Основная задача кафедры – это изменение отношения пед.коллектива к
проблеме здоровья детей, внедрение новых
здоровьесберегающих технологий. Наша кафедра стала активным инициатором и
организатором в проведении всех мероприятий, связанных с созданием
здоровьесберегающей среды в школе.
Сформирована команда здоровья из числа учителей, родителей
Из опыта
работы:
На школьном уровне:.
2004 –
Введение для учащихся дневников здоровья.
Реализация волонтерского движения по программе «Сверстник- сверстнику»
Создание школьной команды здоровья среди учащихся.
Организация школьного Театра здоровья и постановка спектакля «Курить или не курить».
Организация тренингов по курсу «Молодому поколению- безопасное поведение»
Создание школьной команды здоровья учителей.
Организация проведения учителями тренингов по курсу «Обучение жизненно важных навыков».
Активное участие в создании долгосрочной школьной программы «Обучение здоровью».
Оказание методической помощи учителям при подготовке к проведению обучающих тренингов.
Активное участие в проведении школьной акции «Вагон для некурящих» в рамках Всемирного дня здоровья.
Реализация программы в
2006-
Реализация школьного проекта «Письмо курильщику», организация выставки творческих работ.
Реализация Программы ХОУП в 10 В классе по профилактике ВИЧ/ СПИДа.
Мониторинг табакокурения среди подростков школы № 17 (с 2001 по 2007).
Выступление перед комиссией из Министерства Здравоохранения ЧР о деятельности школы в области профилактики курения.
Презентация и выступление на городской НПК учителей «Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании».
2009-2010 г.
Реализация школьного проекта «Письмо курильщику», организация выставки творческих работ в рамках Всемирного дня Здоровья.
Мониторинг табакокурения среди подростков школы № 17 (2010 г.)
Внедрение социального проекта " Дневник здоровья".
На республиканском уровне
Проведение обучающих тренингов по темам
«Профилактика ВИЧ СПИД» и «Как преодолеть стресс?»
для учащихся пилотных школ в
рамках проекта «Обучение здоровью» в
Летней школе здоровья «Здоровье – наш главный рекорд». (50 детей).
Выступление на уровне города:
9 апреля
2 ноября
Январь
22 февраля
«Нестандартные методы
оздоровления младших школьников» (25
учителей)
Ноябрь
(12 участников).
в рамках республиканской акции «Молодежь за здоровый образ жизни».
2006-
Проведение тренингов для учащихся 10 В класса по курсу «Познай себя и окружающих».
Проведение тренингов для учащихся 10 В класса по Программе ХОУП «Профилактика ВИЧ/ СПИДа».
Проектная
деятельность учителя в области здооровьесбережения
№ |
Наименование проекта |
Дата разработки |
Результаты реализации. |
1 |
.Проект «Мониторинг табакокурения среди учащихся школы № 17» |
Реализация с 2000 по |
Отслеживание объективной ситуации в классах и по школе в целом для организации воспитательной работы классными руководителями и администрацией школы в области обучения здоровью. |
2. |
Проект «Письмо курильщику». |
2004, 2006 |
Организована выставка творческих работ учащихся 9-х классов (письма с обращениями). Публичные обращения к курящим. |
4. |
Мини- проект «Мой урок здоровья». Урок «Привычки и навыки, как факторы влияющие на здоровье» |
2006 |
Объяснено образование динамических навыков и привычек, рассмотрен негатив вредных привычек. |
5. |
Реализация проекта «Обучение здоровью в образовательных учреждениях РФ» |
2004- 2005 |
В школе выработана стратегия по созданию здоровьесберегающей среды в школе, есть программа «Обучение здоровью». Создана школьная команда учителей и учащихся, кафедра «Здоровье», проведены тренинги по курсу «Формирование жизненных навыков». |
6. |
Реализация проекта «Сверстник – сверстнику» |
2005 |
Создана команда здоровья учащихся, волонтерское движение, проведены тренинги по курсу «Молодому поколению- безопасное повденние». |
7. |
Реализация проекта ХОУП «Профилактика ВИЧ/ СПИДа». |
2006-2008 в 10 в классе. |
На 1 этапе: улучшение социально- психологического климата в классе, выработка правил, умение работать в группе. |
8. |
Проект «Дневник здоровья» |
2002- 2004, 2010 |
Изменение отношения к своему здоровью, оценка учащимися состояния своего здоровья, отслеживание изменений, приучение к соблюдению режима труда и отдыха. |
9. |
Авторская программа «Обучение здоровью». |
2005- 2006 в |
Изменение отношения к своему здоровью, профилактика ПАВ- зависимостей. |