Урок 1. Общий обзор организма человека
Цели урока: дать понятие об уровнях организации человеческого организма, плане его строения, топографии внутренних органов и полостях тела, системах органов. Провести анализ конкретных связей между структурами и функциями органов и частей тела. Формировать у чащихся навыки умения работать с анатомическими таблицами, схемами и проводить наблюдения, функциональные пробы.
Оборудование: торс человека, таблицы с изображением внутренних органов человека, схема организма человека как единой целостной системы.
Ход урока
I. Организационный момент
П. Изучение новой темы
1. Активизация познавательной деятельности
► Наш организм. Это определение кажется настолько привычным и понятным, что мы редко задумываемся над его сущностью. И на вопрос: «Что же это все-таки такое?» - каждый ответит, очевидно, по-своему. Л как?
Учитель предлагает учащимся самостоятельно, индивидуально определить понятие «организм», сделав записи на листе. Через 2-3 минуты учащиеся обмениваются мнениями в паре, а затем в четверке, обсуждают и записывают одно обобщенное понятие.
Организм - это определенный биологический комплекс или система, реагирующая как единое целое на различные изменения внешней среды. Система эта относительно стабильна, несмотря на то, что состоит из многих органов. Органы, в свою очередь, состоят из тканей, ткани — из клеток, клетки - из молекул.
Молекулы, клетки, ткани, органы, системы органов - все эти «этажи» или разные «уровни» живого объединены в организме человека в единое и нераздельное целое. Как устроен и что может каждый «этаж» сам по себе, каким образом достигается четкая согласованная их деятельность?
2. Рассказ учителя с использованием схемы «Организм человека как единая целостная система»
3.
Клетка — структурная и функциональная, генетическая единица всех живых
организмов и |
все клетки имеют единый план строения
4.Клетки «одной специальности» объединяются в группы. Вместе с расположенными между этими клетками межклеточным веществом такие специализированные системы клеток получили название тканей.
Ткань- группа клеток и межклеточного вещества, сходных по строению и функциям.
Все разнообразие тканей человека условно подразделяют на 4 ткани:
эпителиальную (покровную) ткань,
соединительные,
мышечные ткани и
нервную.
Из нескольких тканей, среди
которых одна имеет функционально ведущее
значение, складываются органы, совместная и координированная работа которых
обеспечивает возможность нашего существования.
Проделайте опыт,
1) длина ладони равна длине лица (от подбородка до начала волосяного
покрова), т. е. ладонью можно закрыть лицо;
2) длина предплечья равна длине стопы,
а длина стопы равна длине окружности кулака (следовательно, узнать,
подходит ли носок, можно, если обернуть его след вокруг кисти, сжатой в кулак,
а подобрать нужный размер тапочка или валенка можно, если сравнить длину
подошвы обуви с длиной предплечья);
3) расстояние между кистями разведенных в сторону рук равно сумме длин
обе-
их ног (определить, подходят ли брюки по длине можно, если растянуть их в разведенных руках);
4) длина носа примерно равна длине уха, а ширина уха составляет половину его
длины.
Перечисленные закономерности лучше проверить дома, но при наличии времени на уроке такие измерения могут быть сделаны и в классе. Их анализ показывает, что они верны лишь приблизительно, причем у одних несоответствия будут большими,' у других меньшими. Эти отклонения являются вариантами нормы и не являются недостатками фигуры.
Орган- часть тела, имеющая определенную форму, строение, расположение и функции.
III. Закрепление изученного материала
Сформулируйте основные выводы темы.
Организм - биологическая система, реагирующая как единое целое на различные изменения внешней среды.
Человеческий организм состоит
из клеток, клетки образуют ткани, ткани
— органы, органы — системы органов, а те — организм в целом.
Нервный и гуморальный механизмы
обеспечивают саморегуляцию физиоло
гических функций организма.
Орган — часть тела, имеющая
определенную форму, строение, выполняющая
определенную функцию.
Функции - реакции организма,
направленные на удовлетворение возникших
в нем потребностей, защиту от вредных воздействий среды и приспособление
к ней.
Между строением и функциями органов существует тесная взаимосвязь.
Физиологические системы органов
человека: покровная, опорно-двигатель
ная, пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, половая,
эндокринная, нервная.
Домашнее задание
Уч. К.: § 6, термины, вопросы после параграфа, конспект урока, знать расположение внутренних органов.
Уч. Б.: § 1,4, 5, термины, вопросы после параграфа, конспект урока, знать расположение внутренних органов индивидуально.
Уч.Д.:§2,4,5
Заполните таблицу в тетради. Таблица. Строение и функции систем органов
Название системы Органы, из которых она состоит Функции