Цели урока: дать понятие об уровнях организации человеческого организма,
плане его строения, топографии внутренних органов и полостях тела, системах
органов. Провести анализ конкретных связей между структурами и функциями
органов и частей тела. Формировать у чащихся навыки умения работать с
анатомическими таблицами, схемами и проводить наблюдения, функциональные пробы.
Оборудование: торс человека, таблицы с изображением внутренних органов
человека, схема организма человека как единой целостной системы.
Ход урока
I. Организационный момент
П. Изучение новой темы
1.Активизация
познавательной деятельности
► Наш организм. Это определение кажется настолько привычным и понятным, что
мы редко задумываемся над его сущностью. И на вопрос: «Что же это все-таки
такое?» - каждый ответит, очевидно, по-своему. Л как?
Учитель предлагает учащимся самостоятельно, индивидуально определить
понятие «организм», сделав записи на листе. Через 2-3 минуты учащиеся
обмениваются мнениями в паре, а затем в четверке, обсуждают и записывают одно
обобщенное понятие.
Организм - это определенный биологический комплекс или система, реагирующая
как единое целое на различные изменения внешней среды. Система эта относительно
стабильна, несмотря на то, что состоит из многих органов. Органы, в свою
очередь, состоят из тканей, ткани — из клеток, клетки - из молекул.
Молекулы, клетки, ткани, органы, системы органов - все эти «этажи» или
разные «уровни» живого объединены в организме человека в единое и нераздельное
целое. Как устроен и что может каждый «этаж» сам по себе, каким образом
достигается четкая согласованная их деятельность?
2.Рассказ учителя с
использованием схемы «Организм человека как единая целостная система»
3.
Клетка — структурная и функциональная, генетическая единица всех живых
организмов и |
все клетки имеют единый план строения
4.Клетки «одной специальности»
объединяются в группы. Вместе с расположенными между этими клетками межклеточным
веществом такие специализированные системы клеток получили название тканей.
Ткань- группа клеток и
межклеточного вещества, сходных по строению и функциям.
Все разнообразие тканей человека условно
подразделяют на 4 ткани:
эпителиальную (покровную) ткань,
соединительные,
мышечные ткани и
нервную.
Из нескольких тканей, среди
которых одна имеет функционально ведущее
значение, складываются органы, совместная и координированная работа которых
обеспечивает возможность нашего существования.
Проделайте опыт,
1) длина ладони равна длине лица (от подбородка до начала волосяного
покрова), т. е. ладонью можно закрыть лицо;
2) длина предплечья равна длине стопы,
а длина стопы равна длине окружности кулака (следовательно, узнать,
подходит ли носок, можно, если обернуть его след вокруг кисти, сжатой в кулак,
а подобрать нужный размер тапочка или валенка можно, если сравнить длину
подошвы обуви с длиной предплечья);
3) расстояние между кистями разведенных в сторону рук равно сумме длин
обе-
их ног (определить, подходят ли
брюки по длине можно, если растянуть их в разведенных руках);
4) длина носа примерно равна длине уха, а
ширина уха составляет половину его
длины.
Перечисленные закономерности
лучше проверить дома, но при наличии времени на уроке такие измерения могут
быть сделаны и в классе. Их анализ показывает, что они верны лишь
приблизительно, причем у одних несоответствия будут большими,' у других
меньшими. Эти отклонения являются вариантами нормы и не являются недостатками
фигуры.
Орган- часть тела, имеющая
определенную форму, строение, расположение и функции.
III. Закрепление изученного материала
Сформулируйте основные выводы
темы.
Организм - биологическая
система, реагирующая как единое целое на различные изменения внешней среды.
Человеческий организм состоит
из клеток, клетки образуют ткани, ткани
— органы, органы — системы органов, а те — организм в целом.
Нервный и гуморальный механизмы
обеспечивают саморегуляцию физиоло
гических функций организма.
Орган — часть тела, имеющая
определенную форму, строение, выполняющая
определенную функцию.
Функции - реакции организма,
направленные на удовлетворение возникших
в нем потребностей, защиту от вредных воздействий среды и приспособление
к ней.
Между строением и функциями
органов существует тесная взаимосвязь.
Физиологические системы органов
человека: покровная, опорно-двигатель
ная, пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, половая,
эндокринная, нервная.
Домашнее задание
Уч. К.: § 6, термины, вопросы
после параграфа, конспект урока, знать расположение внутренних органов.
Уч. Б.: § 1,4, 5, термины,
вопросы после параграфа, конспект урока, знать расположение внутренних органов
индивидуально.
Уч.Д.:§2,4,5
Заполните таблицу в тетради.
Таблица. Строение и функции систем органов
Название системы Органы, из которых она состоитФункции