Урок 5«ОНТОГЕНЕЗ - ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ОРГАНИЗМА» (11 класс)
Цель урока:
Формирование представлений об этапах индивидуального развития организмов, основных этапах эмбриогенеза, производных зародышевых листков, типах постэмбрионального развития.
Оборудование:
Таблицы по общей биологии.
План урока:
- Повторение темы «Оплодотворение в природе», «Двойное оплодотворение у цветковых растений» (устный опрос, работа по карточкам, тестирование).
- Новая тема:
- Онтогенез и его этапы.
- Эмбриогенез хордовых на примере ланцетника.
- Образование тканей и органов из зародышевых листков.
- Постэмбриональное развитие.
- Закрепление.
Ход урока:
1.Повторение.
1. Стадии и значение оплодотворения (устный опрос)
2. Строение цветка. Двойное оплодотворение у цветковых растений.
3. Тестирование.
2. Новая тема:
(рассказать по
таблице, нарисовать схему, все записать в тетради).
1. Онтогенез- это индивидуальное развитие организма от момента образования зиготы до смерти. Его делят на два этапа: 1. эмбриональный - от зарождения до рождения. Рождение – это выход зародыша из утробы или яйцевых оболочек.
2. Постэмбриональный- от рождения до смерти. Смерть- это прекращение всех жизненных процессов.
СХЕМА НА ДОСКЕ:
Зигота рождение смерть
.------------------------------------!-----------------------------------------------------------------------.
Эмбриональный период постэмбриональный
О Н ТО Г Е Н Е З
2. Изучим эмбриональный период хордовых - эмбриогенез на примере ланцетника.
Рассказ по таблице:
Ланцетник- примитивное хордовое животное. По форме напоминает хирургический инструмент – ланцет. Обитает в теплых морских водах. Закапывается в песок, вытащив передний конец тела с ротовым отверстием наружу. Является живой переходной формой между позвоночными и беспозвоночными. Одно из немногих хордовых, у которых хорда- эластичный тяж на спинной стороне сохраняется всю жизнь.
ВСЕ ПОД запись:
1 этап эмбриогенеза- дробление
С момента оплодотворения образуется зигота. Затем она начинает делиться путем митоза, но мелкие клетки не расходятся, как обычно. Этот процесс называется дробление- последовательный ряд митотических делений зиготы, в результате которых образуется бластула. Бластула- это однослойный зародыш. Он состоит из:
А) бластомеров- это мелкие клетки, образовавшиеся в результате дробления.
Б) бластоцель- первичная полость тела, заполненная жидкостью.
Зигота бластула бластомеры
Бластоцель
2 этап- гаструляция.
Гаструляция- это образование зародышевых листков. В результате интенсивного деления отдельных клеток происходит перемещение- впячивание одной стенки бластулы во внутрь бластоцеля. В результате образуется двухслойный зародыш, а затем и трехслойный- гаструла. Так образуются зародышевые листки: эктодерма- наружный слой, энтодерма – внутренний, мезодерма- средний. При образовании мезодермы образуется вторичная полость – целом.
3 этап- гистогенез-
образование тканей и органогенез- образование органов.
нейруляция- образование комплекса осевых органов ( нервная трубка, хорда, кишечная трубка). Зародыш на стадии нейруляции называется нейрула.
Из эктодермы на спинной стороне образуется нервная пластинка, ее края приподнимаются и утолщаются, края смыкаются и образуется нервная трубка. Из эктодермы так же образуются кожа, волосы, ногти, когти, органы зрения, слуха, обоняния, эмаль зубов.
Из мезодермы:
Все соединительные ткани, скелет, кровь, кровеносная и лимфатическая система, половая система, мускулатура.
Из энтодермы:
Пищеварительная система ( железы, печень, желудок, кишечник), органы дыхания, щитовидная железа.
На развитие эмбриона могут оказывать влияние различные мутагены: алкоголь, никотин, наркотики, лекарства. Например, использование снотворного талидомида в Западной Европе в 50- годы привел к рождению нескольких тысяч уродов от матерей, которые принимали снотворное.
Недостаток витамина В может стать причиной ряда морфологических уродств и внутренних органов (сердца, печени). Избыток некоторых гормонов может стать причиной аномалией развития.
3Постэмбриональный период.
Различают два основных типа постэмбрионального развития.
Прямое, при котором рожденная особь имеет такое же строение, как и взрослый организм и отличается лишь меньшими размерами. (тараканы, человек, млекопитающие, птицы, клопы).
Различают а) неличиночный (яйцекладный) тип, при котором зародыш развивается внутри яйца (рыбы, птицы) и б) внутриутробный тип, при котором зародыш развивается внутри организма матери.
Непрямое, при котором личинка сильно отличается от взрослой особи оп строению, образу жизни, питанию, передвижению, не способны к размножению. ( земноводные, жуки, чешуекрылые, мухи, пчелы)
Закрепление.