|
||||
ИНФОРМАЦИОННАЯ
КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА приоритетного
национального проекта «Образования» |
||||
|
||||
Ф.И.О. автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор
опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого
предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
|
Матвеева Ираида Вячеславовна |
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17»,
429950,г. Новочебоксарск, ул.Первомайская, д.30. |
Учитель биологии |
19 лет |
|
II.
Сущностные характеристики опыта |
||||
Тема инновационного педагогического опыта |
«Внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс
обучения и воспитания школьников». |
|||
Источник изменений (противоречия, новые средства
обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) |
Методология обучения здоровью предложена проектом
европейского Союза «Обучение здоровью в общеобразовательных учреждениях
Российской Федерации». |
|||
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании
образовательных, информационно-коммуникационных или других технологий, в
изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного
процесса и др.) |
Использование
интерактивных методов обучения (ролевая игра, мозговой штурм,
дискуссия и др.) в процессе организации воспитательного и учебного процесса. Обучение
учащихся идет в группе с применением элементов тренинга. |
|||
Концепция изменений (способы, их преимущества перед
аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
На тренинге происходит активное общение и взаимодействие учащихся и
учителя. Это помогает сформировать навыки
позитивного общения, самостоятельного принятия решения, формирование
собственного «я» в обществе, адекватной самооценки, критического мышления,
публичного выступления. Учитель лишь направляет, организует групповую работу, следит за выполнением правил группы, создает положительную психологическую атмосферу, дает новую информацию. При этом использует интерактивные методы, которые эффективнее традиционных. Так, например, если учащиеся работают в группе, то запоминание информации составляет 50 %, а если ребенок в процессе ролевой игры разыгрывает определенную модель поведения, то запоминание составляет 70 %, а в роли обучающего – эффективность составляет 90 %. |
|||
Условия реализации изменений (включая
личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень
профессионализма) |
1. Обучение в
международном проекте Европейского Союза «Обучение здоровью в образовательных
учреждениях Российской Федерации». 2. Деятельность в
качестве регионального тренера по реализации проекта в пилотных школах
Чувашии. 3. Обучение в
международном проекте ХОУП по программам «Полезная прививка» и «Полезная
практика», посвященного подготовке тренеров по программам профилактики ВИЧ.
СПИДа. |
|||
Результат изменений |
Психическое и социальное здоровье ребенка не менее,
а порой даже более важно, чем физическое здоровье. В обучении здоровью мы пошли по пути
формирования у ребенка жизненно-
важных поведенческих навыков, которые помогут ему продуктивно
взаимодействовать с окружающей средой,
т.е. друзьями, школой, родителями, учителями, помогут сформировать
ответственное отношение к своему здоровью и желать быть здоровыми в
физическом, социальном и психическом плане. Мы понимаем, что результаты здесь не будут быстрыми и легко измеряемыми. |
|||
Публикации о представленном инновационном педагогическом
опыте |
Статья « Из
опыта деятельности учителя по проблеме обеспечения здоровья детей» из
сборника статей участников конференции «Вместе на пути к здоровью», Москва,
июнь Республиканская газета «Кладовая природы» со статьей
«Имидж ничто – здоровье все!» (май 2004 ), Выступление на местном телевидении «НКТВ» об
инновационном опыте учителя и
организации школьной акции в рамках
Всемирного дня здоровья (апрель 2006). |
|||
III. Описание
инновационного опыта учителя |
||||
Проблема неблагополучия здоровья
детей возникает по многим причинам. Одна из них это, что для
многих учителей главная задача их деятельности – это образование любой ценой.
Знания любой ценой, как раз и даются детям ценой собственного здоровья.
Необходимо менять отношение учителей к данной проблеме, учить их понимать
важность здоровья. В начале моя деятельность учителя в области здоровья носила
агитационный и просветительский характер. Позже она выстроилась в
индивидуальную Программу «Обучение
здоровью. Определить цели, задачи, направления,
освоить интерактивные методы здоровьесберегающих технологий мне помогло
участие в международном проекте Европейского Союза «Обучение здоровью в
образовательных учреждениях Российской Федерации» в качестве регионального
тренера. Предложенная проектом методология обучения здоровью стала
инструментом для целенаправленной деятельности в области обучения здоровью учащихся,
учителей, родителей. По программе Европейского Союза с января В 2004-2006 г. школе № 17 я была школьным координатором по реализации
проекта «Обучение здоровью». В школе была организована кафедра «Здоровье»,
определены цели, задачи, основные стратегические направления, сформирована
школьная команда здоровья (ШКЗ) из числа учителей и учащихся. Программа
проекта «Сверстник - сверстнику» и школьный проект «Десант 21 века» дали возможность организовать волонтерское движение подростков по обучению
своих сверстников по курсу « Молодому поколению – безопасное поведение». Оказываю
методическую помощь учителям по подготовке и проведению обучающих тренингов
для учащихся. Особое внимание в реализации индивидуальной программы «Обучение
здоровью» отвожу проектной и исследовательской деятельности в области
обучения здоровью. В школе мною проведены многие исследовательские работы: «Оценка
эффективности программы по профилактике ВИЧ. СПИД», «Оценка личностной
ориентации учащихся», «Ориентация родителей на здоровый образ жизни», «
Изучение отношения учащихся к здоровому образу жизни», «Изучение социально-
психологического климата в ученическом коллективе», «Изучение социально-
психологического климата в педагогическом коллективе», «Изучение
валеологической культуры учителя», «Изучение отношения учащихся к здоровому
образу жизни в связи с участием школы в проекте «Обучение здоровью»,
«Издевательства в школе». Составлены мини- проекты «Школа - территория
свободная от курения» и мини-проект «Привычки как фактор здоровья»,
представленный на республиканский
конкурс «Мой урок Здоровья». В марте- апреле 2005 года окончила курсы для тренеров в еще
одном Международном проекте ХОУП по
программам «Полезная прививка» и «Полезная практика», посвященного подготовке
тренеров по программам профилактики ВИЧ. СПИДа. (сертификат, Москва, 4 марта |
||||
|
||||