Урок 2. Строение легких. Газообмен в легких и тканях
Задачи: продолжить изучение дыхательной системы, ее
строения и функций, связанных с обменом веществ; показать влияние среды
(состава вдыхаемого воздуха) на функционирование органов дыхания, взаимосвязь дыхательной
и кровеносной систем.
Оборудование: см. урок 1; прибор для изучения состава
вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний
1. Фронтальный опрос по рубрикам: «Проверь свои знания»
(1–7) и «Подумайте» (1).
2. Биологический диктант «Какие утверждения верны?» (со взаимоконтролем) или
тестирование.
3. Устный опрос.
Вопросы
В
чем сходство и различие строения дыхательной системы позвоночных животных?
Значение
носовой полости.
Роль
гортани в образовании голоса и членораздельной речи человека.
II. Изучение нового материала
1. Строение легких и грудной полости. (Самостоятельная
работа учащихся с текстом учебника; беседа с использованием вопросов и заданий
учебника на с. 183–184.)
2. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. (Лабораторная
работа учащихся, домашнее задание; вывод о составе вдыхаемого воздуха,
требования к нему; сообщение или чтение текста «Невидимые враги в воздухе».)
3. Обмен газов в легких и тканях. (Рассказ учителя с
элементами беседы с использованием рисунков в учебнике, знаний о диффузии в
газах и жидкостях, об атмосферном давлении из курса физики.)
4. Легочная и пристеночная плевра, их значение. (Рассказ
учителя с использованием таблицы или видеоматериалов.)
5. Воздух и дыхание человека. (Сообщение учащихся о мерах,
обеспечивающих чистоту воздуха.)
III. Закрепление знаний о строении органов дыхания и
газообмене в тканях и легких.
1. Повторение материала о строении и функциях органов
дыхания (Заполнение таблицы; беседа по результатам заполнения.)
2. Составить план рассказа о газообмене в легких; газообмене
в тканях.
3. Как связать газообмен в легких и тканях с кровью и ее
движением в организме человека?
IV. Задание на дом: изучить текст в учебнике;
подготовить рассказ о газообмене в тканях и легких; сообщение об изменениях
потребности в кислороде при увеличении физических нагрузок; подсчитать число
дыхательных движений в минуту при различных условиях: в покое, сидя, лежа,
после бега.