Урок 2. Строение легких. Газообмен в легких и тканях
Задачи: продолжить изучение дыхательной системы, ее строения и функций, связанных с обменом веществ; показать влияние среды (состава вдыхаемого воздуха) на функционирование органов дыхания, взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем.
Оборудование: см. урок 1; прибор для изучения состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний
1. Фронтальный опрос по рубрикам: «Проверь свои знания»
(1–7) и «Подумайте» (1).
2. Биологический диктант «Какие утверждения верны?» (со взаимоконтролем) или
тестирование.
3. Устный опрос.
Вопросы
- В чем сходство и различие строения дыхательной системы позвоночных животных?
- Значение носовой полости.
- Роль гортани в образовании голоса и членораздельной речи человека.
II. Изучение нового материала
1. Строение легких и грудной полости. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника; беседа с использованием вопросов и заданий учебника на с. 183–184.)
2. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. (Лабораторная работа учащихся, домашнее задание; вывод о составе вдыхаемого воздуха, требования к нему; сообщение или чтение текста «Невидимые враги в воздухе».)
3. Обмен газов в легких и тканях. (Рассказ учителя с элементами беседы с использованием рисунков в учебнике, знаний о диффузии в газах и жидкостях, об атмосферном давлении из курса физики.)
4. Легочная и пристеночная плевра, их значение. (Рассказ учителя с использованием таблицы или видеоматериалов.)
5. Воздух и дыхание человека. (Сообщение учащихся о мерах, обеспечивающих чистоту воздуха.)
III. Закрепление знаний о строении органов дыхания и газообмене в тканях и легких.
1. Повторение материала о строении и функциях органов дыхания (Заполнение таблицы; беседа по результатам заполнения.)
2. Составить план рассказа о газообмене в легких; газообмене в тканях.
3. Как связать газообмен в легких и тканях с кровью и ее движением в организме человека?
IV. Задание на дом: изучить текст в учебнике; подготовить рассказ о газообмене в тканях и легких; сообщение об изменениях потребности в кислороде при увеличении физических нагрузок; подсчитать число дыхательных движений в минуту при различных условиях: в покое, сидя, лежа, после бега.