Сайт учителя биологии Матвеевой Ирины
 Чувашия, Новочебоксарск, МОУ "СОШ № 17"
 
      
Суббота, 02.11.2024, 23:59           

Меню сайта

Форма входа

Новости

Статистика сайта
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Жизнь сайта

счетчик

Карта визитов

Посетители сайта
free counters -->

Друзья
Фотогалерея Птицы Чувашии Презентации по биологии

Кнопка моего сайта

Архив записей
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Урок 2. Клеточная теория.

 

Цель урока:

Формирование знаний о клеточной теории   и персоналиях в цитологии.

Оборудование:

Презентация «Клеточная теория», портреты ученых (Гук, Левенгук, Бэр, Шванн и Шлейден).

План урока:

  1. Проверка знаний (индивидуальный рассказ, карточки с тестами)
  2. Новая тема:
  • Истрия развития цитологии
  • Основные положения клеточной теории.
  • Значение клеточной теории.
  1. Закрепление.
  2. Домашнее задание: параграф, учить конспект.

 

  1. Проверка знаний:

 

  1. Что изучает наука цитология? Расскажите о методах цитологии. (индивидуальный рассказ)
  2. Карточка- задание:

В тестах выберите один верный ответ:

  1. Клеточное строение организмов всех царств свидетельствует о:

а) единстве органического мира

 б) сходстве живой и неживой природы

 в) происхождении живого от неживого

г) сходстве строения бактерий, вирусов, грибов.

  1. Предметом изучения общей биологии является:

а) строение и функции организмов

Б) природные явления

 в) закономерности развития и функционирования живых систем

г) строение и функции растений и животных

 

3. На каком минимальном уровне проявляется такое свойство живых систем, как обмен веществами и энергией?

А) на биосферном  б) на молекулярном     в) на организменном     г) на клеточном

 

4. Какой из уровней является высшим уровнем организации жизни?

А) биосферный     б) биогеоценотический     в) популяционно- видовой   г) организменный

 

5. Какой из научных методов исследования был основным в самый ранний период развития биологии?

А) экспериментальный  б) микроскопия   в) сравнительно- анатомический   г) наблюдение и описание

 

6. Межвидовые отношения начинают проявляться на уровне:

А) биогеоценотическом  б) популяционно- видовом  в) организменном  г) биосферном

 

7. Какой из уровней является первым надорганизменным?

А) биосферный   б) биогеоценотический   в) популяционно- видовой  г) организменный

 

8. Живые системы считаются открытыми потому, что: а)они построены из тех же химических элементов, что и неживые объекты

Б) они обладают способностью к адаптации           в) они способны к размножению

Г) они обмениваются веществом, энергией, информацией со внешней средой.

 

8. Какое из утверждений наиболее правильно?

А) все живые организмы обладают одинаково сложным уровнем организации

Б) все живые организмы обладают высоким уровнем обмена веществ

В) все организмы одинаково реагируют на изменения окружающей среды

Г) все живые организмы обладают одинаковым механизмом передачи наследственной информации

 

П.Нова тема:

 

1. Клетка – элементарная единица живой системы. Элементарной структурной единицей она может быть названа потому, что в природе нет более мелких систем, которым были бы присущи все без исключения признаки живого.

 

Клетка обладает всеми свойствами живой системы:

§         она осуществляет обмен веществ и энергии,

§         растет,

§         размножается

§          передает по наследству свои признаки,

§         реагирует на внешние раздражители

§          способна двигаться.

 

История изучения клетки связана с именами ряда ученых:

 

Впервые микроскоп изобрел Янсен.

Р. Гук  – в 1665 году впервые применил микроскоп для исследования тканей и на срезе пробки и сердцевине бузины увидел ячейки, которые назвал клетками.

А. Левенгук – впервые увидел клетки под увеличением в 270 раз, открыл одноклеточные организмы, сперматозоиды, бактерии. (история жизни о Левенгуке, есть хороший фильм на 7 минут в Яндексе)

Зоолог Теодор  Шванн и ботаник Матиас  Шлейден в 1838 году независимо друг от друга  обобщили знания о клетке, сформировали основное положение о клеточной теории: все растительные и животные организмы состоят из клеток, сходных по строению. Они ошибочно считали, что клетки в организме возникают из первичного неклеточного вещества.

Рудольф  Вирхов (1858 г) – утверждал, что каждая клетка происходит только от клетки в результате ее деления.

Роберт  Броун  (1831) – открыл ядро в клетке.

Карл Бэр  – установил, что все организмы начинают свое развитие с одной клетки- зиготы.

 

Основные положения клеточной теории на современном этапе развития биологической науки можно сформулировать следующим образом:

 

1. Клетка – основная единица строения и функционирования живого организма.

Клетка – саморегулирующая открытая система.

2. Клетки всех организмов в принципе сходны по химическому составу, строению и функциям.

3. Жизнь организма в целом обусловлена взаимодействием составляющих его клеток.

Все новые клетки образуются при делении исходных клеток.

4. В многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемым ими функциям и образуют ткани.

 

 

  1. Значение клеточной теории в развитии науки велико.

Фридрих Энгельс высоко оценил клеточную теорию. Он назвал ее одним из 3 великих открытий 19 века.Стало очевидно, что клетка – это важнейшая составная часть всех живых организмов. Она их главный компонент в морфологическом отношении; клетка является эмбриональной основой многоклеточного организма. Клеточная теория позволила прийти к выводу о сходстве химического состава всех клеток и еще раз подтвердила единство всего органического мира. Знания о клеточном строении используется в медицине, в вопросах о происхождении органического мира.

 

. Дальнейшее совершенствование микроскопической техники, создание электронного микроскопа и появление методов молекулярной биологии открывают широкие возможности проникновения в тайны клетки, познании ее сложной структуры, многообразии протекающих в ней биохимических процессов. Клетка – элементарная единица живой системы.

 

 


Закрепление: (беседа по вопросам)
Домашнее задание.

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ (смотри!!)
Copyright MyCorp © Матвеева Ираида Вячеславовна