Урок: Гипотезы о происхождении жизни.
Цель урока: рассмотреть различные теории происхождения жизни.
Задачи:
1.Развивать диалектико - материалистическое мировоззрение учащихся;
2. Развивать мышление учащихся, используя модельные опыты для выяснения сущности отдельных этапов происхождения жизни.
Оборудование:
План урока:
- Отличия живого от неживого. Свойства живой материи. Развитие понятия «жизнь». (Беседа, актуализация знаний)_.
- Древние и средневековые представления о зарождении жизни. Гипотезы о самопроизвольном зарождении жизни. (рассказ, учителя, беседа, презентация слайдов с опытами Реди и Пастера).
- теория панспермии.( беседа)
- Основная современная теория Опарина о самозарождении белковой жизни на нашей планете (Лекция, использование таблицы)
- Закрепление.
- Домашнее задание.
Ход урока:
Сегодня на уроке мы познакомимся с различными теориями происхождения жизни на Земле.
1. Метафизическое представление.
Сторонники креационизма убеждены в сотворении мироздания Богом из ничего. Жизнь также возникла по воле Бога. Причём Бог мог использовать и материю для создания живых существ. (Адам был создан из праха земного, Ева из ребра Адама).
Бог ещё и дал дыхание
жизни, и стала душа живая. Вода произвела рыб , земля – животных по повелению Бога . Таким образом, Бог в принципе
мог управлять и изменять материю (управлять и производить эволюцию химических
веществ, а затем и органических существ). Таким образом, учение креационизма утверждает то, что
возникновение жизни есть результат творческого акта духовного начала, за
которым стоит Бог.
Зачитать выдержки из Библии.
Строки из Библии |
Объяснение строк Библии |
«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою...» |
Вот оно,
начало происхождения нашей планеты, не взрыв, не осколок астероида или
какие-то плоды гаданий материалистов. В начале земля и небо родились как
идея, мысль, желание в Разуме Бога создать и осуществить в будущем
строительство реальных Земли и Неба. Бог совершил это деяние, подумав: «Буду
делать Землю и Небо в своем разуме», то есть спланировал их создание, также
как и мы, сначала принимаем решение, рождаем мысль: «построю дачу, куплю
машину», но реальных дачи и машины у нас пока нет, они только в мыслях.
Поэтому Земля и Небо были безвидны и пусты, они существовали только в Разуме
— в мыслях Бога, поэтому и в бездне, в космическом пространстве была тьма,
там реально также ничего не существовало, только безжизненная тьма. Но вот
появляется новая трудность, откуда взялась вода? «...и Дух Божий носился
над водою...». И далее появляется некий свет, но не солнечный, о Солнце
будет сказано на четвертый день, «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет».
Конечно, Солнце к этому времени уже было, но о процессе его создания
упоминается позднее. |
Рассмотрим,
что произошло во второй день. В этот день был осуществлен очень важный этап
грандиозных Божественных свершений: «И сказал Бог: да будет твердь посреди
воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду,
которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог
твердь небом. И был вечер, и было утро: день вторый». |
И сказал
Бог: «да будет твердь посреди воды» — это Его замысел, Он решил это в Своем
разуме и поручает Премудрости осуществить его. Рассмотрим поподробнее, как
это было осуществлено. Источники великой бездны открылись силой Духа Божия и
поток живой воды — воды духовного мира из этих источников направлен в сторону
очерченной сферы будущей земли. Вода начинает наполнять эту сферу, и вот она
наполнена. |
Наступает
третий день: «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно
место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание
вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит
земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду
своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля
зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором
семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро:
день третий» |
Создание
суши и воды, появление растений |
«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвёртый» |
В четвертый день мы
знакомимся с существованием светил и звезд, но знакомимся «телеграфно»,
узнаем только их предназначение. В Ветхом Завете человеку еще не нужны глубокие
познания о Солнце, Луне, звездах. Позднее, когда человек, благодаря мышлению,
достигнет высокого уровня разумности, он начнет познавать устройство светил
на небе. |
Наступает
пятый день: «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую;
и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших
и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и
всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил
их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы
да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый» |
Заселение суши и морей
животными. |
«И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо». Наступил самый главный момент творения: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». |
Наступает шестой, очень важный по творениям день. Точно так же, как в пятый, и в шестой день были сотворены Премудростью по родам разумы скотов, гадов, зверей земных, совместимых с землей и пищей, производимой землей, так как среда их обитания — земля. И увидел Бог, что премудрость все исполнила хорошо. |
«И совершил
Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от
всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его,
ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал». |
Итак, предназначение
седьмого дня — проверить все, что делалось в течение шести дней. То же и нам
необходимо делать, и это благословение-предназначение войдет в десять
заповедей Ветхого Завета. Шесть дней должны делать дела свои, а седьмой день
проверять, не совершили ли каких ошибок-грехов, не нарушили ли Божественные
законы и так далее. Отсюда и пословица: «Семь раз отмерь и один раз отрежь»,
ведь Бог проверял Свои деяния все шесть дней и после еще один седьмой день
потратил на общую проверку Своих дел |
2 . Гипотезы
самопроизвольного зарождения жизни.
Древние и средневековые
представления о зарождении жизни. Многие считали, что жизнь постоянно
самозарождается (Аристотель, Парацельс). Из ила появляются головастики, из
гнили черви, из грязного белья с зерном – мыши, причём обоих полов и уже
взрослые. Элементарные наблюдения и опыты показали, что все живые существа
появлялись из живых икринок, яичек, семян и из живых организмов (Франческо Реди
Каковы были взгляды на происхождение жизни в древности? В древнем мире была распространена идея самозарождения. Аристотель: черви появляются из гниющего мяса под влиянием «жизненной силы». Древнеримский философ Тит Лукреций Кар в I веке до нашей эры в произведении «О природе вещей» писал:
«Видеть бывает легко.
Как из кучи зловонной навоза,
Черви живые ползут, зарождаясь…».
Например, средневековый алхимик Парацельс в 16 веке предложил рецепт
создания маленького живого человека. Он рекомендовал выдержать разлагающуюся
мочу определенное время в тыкве, а затем поместить ее в лошадиный желудок, где
и будет развиваться гомункулюс. В поэтической форме эти идеи отражены в
гениальном произведении И.В. Гете «Фауст». Такие представления сохранялись до
19 века. Но в 17-18 веках ученные пытались с помощью опытов доказать
невозможность самозарождения жизни. В 17 веке Франческо Реди проделал опыты Сырое
мясо в закрытом горшке.
(демонстрация рисунков на слайдах «Опыты Реди»)
Сырое мясо в четырех сосудах было открыто, в 4х-прикрыто кисеёй- это легкая полупрозрачная хлопчатобумажная ткань. Результат: в открытых сосудах завелись личинки мясной мухи, а в закрытых самозарождения не произошло.
Опыты Пастера. Французский учёный Луи Пастер (1822-95
гг.) опроверг теорию самозарождения микроорганизмов. Вывод: даже одноклеточные
микробы не могут сами по себе появиться, или возникнуть . Жизнь не может
самозародиться из неживого.
Луи Пастер обрабатывал питательную среду через нагревание, которую размещал в
колбах имеющие различные, в том числе S-образные трубочки. После обработки в
колбах бульон сохранялся неограниченно долго. Так как колбы имели длинные
изогнутые трубки то пыль в трубках оседала, не достигая бульона в колбе. И в
бульон не попадали гнилостные бактерии, находящиеся на пыли. Если же трубки
убирались и пыль оседала на бульон (на пыли содержались и микробы), то бульон
вскоре прокисал.
Длительное сохранение продуктов путём пастеризации, консервации названо в честь
Луи Пастера. Стерилизация операционных от микробов основана на этом же
открытии. Премия была учреждена за попытку осветить по-новому вопрос о
зарождении жизни на Земле. Премию получил в 1862 году Луи Пастер. Л.Пастер
доказал невозможность самопроизвольного зарождения жизни. (демонстрация
рисунков на слайдах «Опыты Пастера»)
Что такое пастеризация? Почему так назван этот процесс? Ответ: Это способ уничтожения микробов в жидкостях и пищевых продуктах однократным нагреванием до температуры обычно 60-70 ° C с различной выдержкой от 15 до 30 минут. Такое название связано с именем учёного, сделавшего это открытие. Луи Пастер.
3.Гипотеза панспермии.
Была выдвинута немецким учёным Г. Рихтером в 1865 году и поддержанная Г. Гельмгольцем и С. Аррениусом. Шведский ученый Сванте Август Аррениус и Владимир Иванович Вернадский считали, что жизнь и ее зачатки занесены из космоса. Она называется теорией панспермии. Основатель немецкий химик Юстус Либих предполагал, что простейшие организмы или споры переносятся с планеты на планету метеоритами.Есть учение о панспермии: жизнь, возникнув во вселенной, может начать распространяться вместе с метеоритами, кометами, космическими обломками и пылью, возможно, и направленно разумными существами. Там где условия подходящие, туда искусственно заносится жизнь.
Панспермия (греч. panspermía — смесь всяких семян, от παν (pan) — весь, всякий и σπερμα (sperma) — семя) — гипотеза о появлении жизни на Земле в результате переноса с других планет каких-либо «зародышей жизни».
Согласно панспермии, рассеянные в мировом пространстве зародыши жизни (например, споры микроорганизмов) переносятся с одного небесного тела на другое с метеоритами[1] или под действием давления света. С помощью панспермии объясняли и появление жизни на Земле. После открытия космических лучей и выяснения действия радиации на биологические объекты позиция гипотезы весьма ослабла.
Доказательства: Однако после того, как миссией Аполлон-12 были найдены живые земные микроорганизмы на прилунившемся зонде Сервейер-3, о ней стали говорить чаще. В последнее время особенно часто идеи панспермии упоминаются в контексте обмена веществом между Землёй и Марсом, когда на его поверхности ещё было много воды.
Полученные в 2006 году результаты миссии Deep Impact по исследованию кометного вещества неопровержимо доказывают наличие в кометном веществе воды и простейших органических соединений. Это указывает на кометы как на один из возможных переносчиков жизни во Вселенной.
Теория панспермиии рассматривает вопрос о происхождении жизни именно на Земле не абстрактно, а конкретно применительно к Земле, как вообще возникла жизнь вопрос остаётся за скобками. Различают направленную (искусственную) и ненаправленную панспермии Насчёт первой нет никаких конкретных фактов, которые служили бы доводами в её пользу, а вторая исключительно маловероятна по современному уровню знания. .
3. Гипотеза биохимической эволюции.
Сегодня мы должны с вами выяснить, в чем же сущность теории А.И.Опарина- Дж. Бернала. Мы познакомимся со следующими терминами и заслугами ученых, внесшими вклад в развитие представлений о зарождении жизни на Земле.
В соответствии с концепцией О.Ю. Шмидта более 5 млрд. лет назад в результате Большого взрыва из газово-пылевого облака образовалось Солнце. Из оставшейся части облака, вращающегося вокруг Солнца, формировались планеты Солнечной системы, в том числе и Земля.
Первоначально Земля была холодной, но благодаря распаду радиоактивных элементов она разогрелась, температура в ее недрах достигла выше 1000° C. В результате твердые породы начали плавиться и распределяться определенным образом: в центре – самые тяжелые. А на поверхности - самые легкие. Под влиянием высокой температуры вещества вступали в химические реакции.
Атмосфера Земли в то время была бескислородной. В ее состав входили азот, водяной пар, углекислый газ, сероводород, аммиак, метан и др. Свободный кислород, который выделялся из мантии, быстро расходовался на процессы окисления.
Затем наступил период охлаждения планеты. Температура на поверхности Земли снизилась до 100° C. Началась конденсация водяного пара в атмосфере, пошли проливные дожди, продолжавшиеся тысячелетия. Горячая вода заполняла впадины земной поверхности. Эту концепцию развили или углубили в своих работах в 1924 году А.И. Опарин, в 1929 году английский биолог Дж. Холдейн и в 1947 году английский физик Джон Бернал.Процесс формирования первых органических соединений на Земле называют химической эволюцией.
Небиологический, или абиогенный (от греческого «а» - отрицательная частица, «БИОС»- жизнь, «генезис»- происхождение). На этом этапе в атмосфере Земли и в водах первичного океана, насыщенных разнообразными неорганическими веществами, в условиях интенсивного солнечного излучения происходили химические реакции. В ходе этих реакций из неорганических веществ могли сформироваться простые органические вещества- аминокислоты, простые углеводы, спирты, жирные кислоты, азотистые основания.
Возможность синтеза органических веществ из неорганических в водах первичного океана подтвердилась в опытах американского ученого С.Миллера и отечественных ученых А.Г. Пасынского и Т.Е.Павловской.
Миллер сконструировал установку, в которую помещалась смесь газов: метана, аммиака, водорода, паров воды. Эти газы могли входить в состав первичной атмосферы. В другой части аппарата находилась вода, которая доводилась до кипения. Газы и водяной пар, циркулировавшие в аппарате под высоким давлением, в течение недели подвергались воздействию электрических разрядов. В результате в смеси образовалось около 150 аминокислот, часть из которых входит в состав белков.
1-й этап – абиогенный синтез низкомолекулярных органических веществ (биомономеров) из неорганических веществ.
2-й этап – образование биополимеров) – полинуклеотидов, белково-липидных систем и др.
3-й этап- появление коацерватов (пробионтов).
( рассказ о коацерватах.от латинского «коацервус»- сгусток, куча). Молекулы белков, обладающие амфотерностью, при определенных условиях могут самопроизвольно концентрироваться и образовывать коллоидные комплексы, которые получили название коацерватов. Коацерватные капли образуются при смешивании двух разных белков. Раствор одного белка в воде прозрачен. При смешивании разных белков раствор мутнеет, под микроскопом в нем заметны плавающие в воде капли. Такие капли коацерватов могли возникнуть в водах первичного океана, где находились разнообразные белки.
Определение: коацерваты - это фазообособленные системы органических веществ. (пробионты, праорганизмы) Коацерватные капли могут служить моделями первичных предбиологических систем – пробионтов.
4-й этап – возникновение молекул нуклеиновых кислот, способных к самовоспроизведению.
5-й этап. Поэтапное повторение – закрепление.
Процессы, которые привели к переходу от неживого к живому Дж. Бернал назвал биопоэзом.
Определение: Биопоэз – это переход от неживого к живому.
Этапы биопоэза должны были привести к появлению первых живых организмов.
Основные этапы биопоэза:
- возникновение мембран у коацерватов,
- возникновение способности к самовоспроизведению,
- возникновение метаболизма,
- возникновение фотосинтеза,
возникновение кислородного дыхания. мы должны сделать вывод.
Наиболее распространенной гипотезой происхождения жизни на Земле является гипотеза Опарина – Бернала.
Жизнь возникла естественным путем из неорганической материи. Биологической эволюции предшествовала химическая.Один из них Фред Хойл – астроном. Недавно он высказал мнение, что мысль о возникновении живого в результате описанных выше случайных взаимодействий молекул «столь же нелепа и неправдоподобна, как утверждение, что ураган, пронесшийся над мусорной свалкой, может, привести к сборке «Боинга-747»».
Самое трудное для гипотезы Опарина – Бернала объяснить появление способности живых систем к самовоспроизведению. Гипотезы по этому вопросу пока малоубедительны. Подробности перехода от сложных неживых веществ к простым организмам покрыты тайной.
Этот вопрос является «белым пятном» в биологической науке.
Закрепление.
Домашнее задание.