Урок 4. Заболевания сердечно-сосудистой системы (органов кровообращения), их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях
Задачи: научить учащихся распознавать виды кровотечений, оказывать первую помощь при повреждении сосудов; раскрыть вредное влияние никотина и алкоголя на сердечно-сосудистую систему; показать роль тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний; обобщить знания по теме «Система органов кровообращения».
Оборудование: демонстрационные таблицы «Схема кровообращения»; «Значение тренировки сердца»; «Влияние алкоголя, никотина на сердечно-сосудистую систему» (из серии «Таблицы по гигиене»); бинты, жгуты резиновые, палочки; видеоматериалы; муляжи (куклы).
? Какие меры первой помощи помогут предупредить потери крови при повреждении сосудов?
Методические рекомендации
I. Изучение нового материала
1. Причины заболеваний органов кровообращения. (Беседа об особенностях строения органов системы кровообращения; ритме работы сердца; регуляции деятельности органов кровообращения; причинах, способных нарушить регуляцию, – чрезмерные нагрузки, нарушения образа жизни, никотин, алкоголь, стрессы и т.д.)
2. Влияние никотина, алкоголя и других факторов среды на сосуды и сердце, их работу. (Беседа с элементами рассказа учителя с использованием таблиц, видеоматериалов; формулирование выводов о здоровом образе жизни.)
3. Значение тренировки сердца и сосудов. (Рассказ с элементами беседы, демонстрация приемов самомассажа, использование таблицы «Тренировка сердца», сообщения учащихся о спортсменах и др.)
4. Первая помощь при кровотечениях. (Практическая работа с участием школьного врача или другого медработника по формированию умений и навыков оказания первой помощи при различных кровотечениях.) Самостоятельная работа с учебником и рисунками; подготовка к зачетному тестированию с показом навыков на муляжах или куклах.)
III. Закрепление знаний о заболеваниях органов кровообращения, первой помощи при поражении сосудов.
1. Составление таблицы в тетради.
2. Чем различаются сердце и сосуды тренированного и нетренированного человека? (Беседа с учащимися.) Проверка усвоения навыков оказания первой помощи при кровотечениях. (Групповая работа с карточками-заданиями; показ на куклах.)
IV. Задание на дом: повторить тему «Кровь и лимфа».