Урок
1. Науки, изучающие человека.
Цель и задачи урока:
- Познакомить учащихся с содержанием и задачами раздела «Человек и его здоровье»
- Активизировать интерес к приобретению знаний о своем организме и роли этих знаний для сохранения здоровья;
- Охарактеризовать предмет и методы наук анатомии, физиологии, гигиены и психологии.
Оборудование:
Таблица « Внутреннее строение человека». Портреты Сеченова, Боткина.
План урока:
- Организационный момент.
- Знакомство с организацией уроков, структурой учебника, правилами работы с ним.
- Новая тема (рассказ, беседа, таблица)
- Закрепление.
- Домашнее задание: читать введение, учить конспект.
Ход урока:
- работа с текстом учебника «Как пользоваться учебником»
- Ответьте на вопросы:
- Что означают значки, используемые в параграфе?
- Почему в конце учебника даны основные количественные показатели организма человека?
- Как с помощью указателя терминов найти в учебнике нужный материал?
П. Новая тема.
- почему в курсе биологии организм человека мы изучаем после зоологии?
- почему человека мы изучаем в специальном курсе, а не в курсе зоологии?.
Многие философы, ученые и писатели считают, что человек- уникальное творение Вселенной. Душа, речь, природная плоть, его разум, творческий дух делают человека независимым от природы и неповторимым.
Индивид- биологический вид, принадлежащий к классу млекопитающие, способный к труду, имеет приспособленность рук к трудовой деятельности, есть прямохождение.
Личность – человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе с помощью языка, становится личностью.
Индивидуальность- каждый человек имеет особенности в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах.
Главная потребность человека – сохранение жизни и здоровья. Большинство людей не знают, какими большими резервами физического и психического здоровья обладает организм, как можно сохранить, развить и использовать эти резервы, чтобы на многие годы продлить активную жизнь.
Что такое здоровье? (Использование приема «Ассоциация»)
- что у вас ассоциируется со словом «здоровье»?
- напишите 5 слов или фраз, связанные со словом «Здоровье».
Работа с тетрадью:
Здоровье, естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
Здоровье- это одно из важных компонентов человеческого счастья, одно из условий социального и психического развития.
По ВОЗ: "Здоровье — это состояние полного физического,
духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и
физических дефектов".
Здоровье- это общественное достояние, важнейшая ценность, необходимое условие
работоспособности и развития личности.
Что, по-вашему, нужно делать, чтобы сохранить здоровье?
В первую очередь – изучить свой организм, понять, как он работает, соблюдать
меры, предохраняющие от болезней и укрепляющие организм.
Человек – объект изучения многих наук. Основные из них – анатомия, физиология и
гигиена.
Найдите, пожалуйста, в учебнике определения и описания этих наук.
· Анатомия – наука о строении организма и его органов.
· Физиология – наука о жизненных функциях организма и его органов.
· Гигиена – раздел медицины, изучающий условия сохранения и укрепления здоровья.
· Валеология- наука о здоровом образе жизни.
Методы изучения
человека:
1. рассечение трупов
2. эндоскопия- введение в полости тела и внутренних органов для их осмотра и фотографирования специальной трубки с осветительным прибором.
3. Электроэнцефалография- запись биотоков мозга в разных состояниях (покой, умственная и физическая работа, сон).
4. Рентгенография- получение снимков разных органов с помощью рентгеновских лучей.
5. Скенирвоание- введение в организм человека безвредных доз радиоактивных веществ и обнаружение с их помощью больных органов.
6. термография- получение теплофотографий на которых участки органа с разной теплоотдачей окрашиваются в разные цвета.
7. Электрокардиография- запись биотоков сердца для проверки его работоспособности.
8.световая микроскопия- изучение тонких срезов тканей.
9. анализы кала, мочи, крови.
10. антропометрические данные (рост, вес, давление и т.д.)
Ш. Закрепление.
Работа с учебником
по заполнению таблицы
Название науки |
Предмет изучения |
Методы изучения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1У. Домашнее задание.