Урок: Отряд Приматы
1. Актуализация опорных знаний
Повторение признаков класса Млекопитающие и подкласса Плацентарные, понятия систематического родства живых организмов (фронтально и в парах постоянного состава, – Приложение 1).
2. Мотивация деятельности учащихся
На доске – высказывание Винсона Брауна: «...накопление знаний подобно росту дерева...»
Учитель. Вот и сегодня мощный ствол биологических знаний каждого из вас прирастет новой веточкой сведений о совершенно удивительной группе животных – о приматах.
3. Подготовка к изучению новой темы
Совместная расшифровка новых терминов: примат, приматология. Дети приводят примеры известных им слов с корнем «прима» (примадонна, прима-балерина, прима – первый музыкальный интервал). Использование логического приема отыскания, известного из маскирующих его новых конкретных условий.
Учитель. Итак, «приматы» – значит «первые». В каком смысле первые? Почему
все прочие – вторые-пятые-десятые? Это мы сегодня и выясним. Выясним, какие
морфологические, анатомические, этологические особенности этих животных дают
нам основание называть их приматами.
Кроме обезьян и полуобезьян к приматам относится и человек. Это обстоятельство
интересно потому, что, говоря о морфологических признаках приматов, легко представить
и показать их на себе. И это будет биологически корректно.
4. Изучение новой темы
Учитель обращает внимание детей на доску, где под названием темы написано:
1. Рука–
2. Глаза–
3. Головной мозг–
(Вся остальная информация прикрыта).
Ученикам предлагается рассмотреть таблицы и рисунки и обсудить в парах постоянного состава, что отличает переднюю конечность, глаза и мозг приматов от соответствующих органов других млекопитающих. Выслушав мнения детей, учитель открывает следующую часть информации на доске:
(рука) – хватательная, пятипалая, пальцы 4+1, подвижно соединенные, кисть с
предплечьем, развитая ключица;
(глаза) расположены на лицевой стороне черепа;
головной мозг высокоразвитый, с большей по площади, чем у других млекопитающих,
корой больших полушарий.
Учитель. Почему такое строение руки, глаз и мозга может определить
первенство приматов в органическом мире?
Дети пытаются ответить на вопрос, работая в ППС. Выслушав мнения детей, учитель
открывает продолжение записей на доске:
(рука) обеспечивает недоступные другим животным возможности: схватывать
предметы, образовывать горсть, совершать широкие движения в разных плоскостях,
т.е. рука – совершенный рычаг и манипулятор;
(глаза) зрение объемное, стереоскопическое;
(головной мозг) этот показатель важен, учитывая, что мозг – мыслящий субстрат.
Учитель. Весь комплекс рука-глаза-мозг является фундаментальной предпосылкой способности к труду. Приматы широко используют различные предметы для достижения своих целей. О том, что высоко висящий в клетке банан обезьяна достает, поставив друг на друга ящики и используя палку, знают все. А вот менее известные факты: обезьяны мнут руками листья и этой «губкой» извлекают дождевую воду из углубления дерева, куда добраться языком невозможно. Обезьяны прикасаются палочкой к тому, к чему не хотели бы притронуться рукой. С помощью шеста преодолевают водоем, травой очищают тело от грязи.
Далее учитель обращает внимание детей на текст параграфа в учебнике «Отряд
Приматы» и просит найти в нем дополнительные характеристики отряда приматов (наличие
ногтей и одной пары молочных желез). Учитель. Ряд видов обезьян, систематически
наиболее близких к человеку, называют человекобразными, или антропоидами.
Закрепление нового термина с использованием логических приемов анализа и
синтеза: антропология, антропоцентризм, антропометрия.
Учитель дает задание: прочитать текст в учебнике, найти признаки сходства
африканских антропоидов и человека (широкое голое лицо, небольшие ушные
раковины, умение вытягивать губы, отсутствие хвоста, активное использование
орудий, богатая мимика) и выписать их в тетрадь.
Далее учитель демонстрирует изображения лица приматов с выражением удивления,
внимания, радости. Дети безошибочно определяют мимику. Вывод: приматы –
эмоционально богаты и в этом смысле тоже первые.
Учитель. Люди, обезьяны – мы очень похожи. На любого человека большое
впечатление производит прикосновение обезьян друг к другу руками (рукопожатие),
губами (поцелуй). Лакомый кусочек обезьяны выпрашивают протянутой рукой ладонью
вверх, ковыряют палочкой в ушах, зубах... Обезьяны – единственные животные,
способные, как и человек, к преднамеренному обману.
Далее учитель предлагает зарисовку из жизни павианов (Приложение 3). Ребята
должны определить, какие особенности поведения отражают приведенные факты
(жесткие иерархические отношения, способность к преднамеренному обману). Вывод:
сложное поведение приматов – еще одно подтверждение того, что они «первые».
Закрепление:
Учитель. Какие особенности морфологии и этиологии обезьян дают основания назвать их приматами?
Предполагаемый ответ одного из учеников по схеме: рука-глаза-мозг -->
орудийная деятельность, мимика, преднамеренный обман.
Учитель. Где-то в Заире бродят последние из уцелевших в природе 150 карликовых
шимпанзе. Где-то на границе Уганды и Руанды осталось в живых всего 300 горилл.
В тропических лесах разных континентов вымирают лори, игрунки, колобусы,
тамарины, индри, тупайи, долгопяты. Вымирают и другие животные. Но в случае с приматами,
человек испытывает не только чувство вины и жалость, как ко всем зависящим от
нас существам... Ведь они – ближайшие наши родственники, живой привет нам из
нашего эволюционного прошлого. Кто спасет их? Мы – люди!
Возможный, но не обязательный элемент завершающей части урока – философский. Обсуждение
феномена «чуть-чуть» (Приложение 4) способствует развитию умения
экстраполировать знания на новую плоскость, сводить разрозненные факты вместе и
получать целостную картину.
Домашнее задание: параграф «Приматы» в учебнике; осмысление и комментарий записей в тетради; заполнение таблицы. Необязательная часть: привести примеры из истории, географии, языка, химии, иллюстрирующие философский феномен «чуть-чуть
Павианы |
Мартышки |
1. Живут на земле в саванне 2. Открытые, хорошо просматриваемые пространства 3. Один вожак с безграничной властью управляет стадом 4. При поиске пищи и защите полагаются на верховную впасть 5. Территория метится одним вожаком 6. Жестко регламентированная иерархия |
1. Живут на деревьях в лесу 2. Плохо просматриваемое вдаль пространство 3. Несколько сильных особей управляют отношениями в группах 4. Полагаются на себя и лидера группы 5. Локальные участки метятся лидерами групп 6. Демократическая иерархия |