Урок 1. Макроэволюция и ее доказательства.
Цель: продолжить знакомство с доказательствами макроэволюции.
Задачи:
1) Образовательные: сформировать основные понятия сравнительно-анатомических доказательств: гомологичные и аналогичные органы, атавизмы и рудименты, живые переходные формы.
2) Развивающие: умение сравнивать, логически мыслить, приводить примеры, делать выводы.
3) Воспитательные: формирование у учащихся научного мировоззрения.
Оборудование: таблицы по общей биологии, дидактическая книжка 10 кл с заданиями (с.28).
План урока:
- Новая тема:
Ø Гомологичные и аналогичные органы
Ø Рудименты и атавизмы
Ø Живые переходные формы
- Закрепление
- Контроль – опрос
Структура и ход урока:
1. Новая тема.
Сравнительно – анатомические доказательства основаны на выявлении общих и различных морфологических и анатомических особенностей строения различных групп организмов.
Сравнительная анатомия – это наука, сравнивающая строение современных организмов. Эта наука предоставляет следующие доказательства эволюции:
Наличие гомологичных органов – органы, имеющие одинаковое строение и происхождение, но выполняющие разные функции.
Такие органы имеют общий план строения, развиваются их сходных зародышевых листков в эмбриогенезе, но приспособлены к выполнению разных функций (рука человека – ласт моржа – крыло птицы – это все передние конечности, так как они имеют одинаковые отделы: плечо, предплечье, кисть). Но эти органы выполняют разные функции (для полета, плаванья и т.д.). различие в строении и функциях возникло в результате дивергенции.
Примеры: колючки кактуса, усики гороха – это листья; корневище, луковица, клубень – это подземные побеги.
Наличие аналогичных органов – это органы, имеющие различное происхождение в эмбриогенезе, различное строение, но выполняющие сходные функции (например, крыло птицы и крыло бабочки имеют разное происхождение). Сходство функций возникает в результате конвергенции – развитие сходных признаков в похожих условиях среды.
Рудименты – органы, утратившие свое функциональное, первоначальное значение. Они находятся на стадии исчезновения (копчик, ушные мышцы, третье веко).
Атавизмы – случаи проявления признаков дальних предков (хвост и волосатое тело человека, остатки 2 и 3 пальца на ногах у лошади, появление зеброидной окраски у жеребят, многососковость у людей).
Живые переходные формы – указывают на переход от низших форм к высшим.
Например, утконос и ехидна – это живые переходные формы между двумя классами: рептилий и млекопитающих.
Как у рептилий у них откладывание яиц, непостоянная температура тела, клоака.
Как у млекопитающих – выкармливание детенышей молоком, волосяной покров.
Эвглена – переходная форма между водорослями и животными. Как у растений у нее имеется хлорофилл – получение сахаров в процессе фотосинтеза, чувствительный глазок – стигма – для улавливания света. Если света нет, то ведет себя как гетеротроф – признаки животных – питается другими простейшими, имеется пищеварительная вакуоль.
2. Закрепление: работа по дидактическим книжкам. С. 28
3. опрос:
? рассказать об эмбриологических доказательствах.
? Филогенетический ряд лошади
? Работа по карточкам: сравнение микро- и макроэволюции; объясните следующие термины: макроэволюция, эмбриология, онтогенез, филогенез, закон Бэра.