Урок 3. Дыхательные движения. Жизненная емкость легких
Задачи: разъяснить механизм вдоха и выдоха; сформировать понятие «Жизненная емкость легких».
Оборудование: см. уроки 1 и 2, спирометр.
? Как мы дышим? Может ли изменяться жизненная емкость легких?
Методические рекомендации
I. Проверка знаний учащихся о газообмене в легких и тканях, строении и функциях легких, значении плевры в дыхательном процессе, об изменениях крови в большом и малом кругах кровообращения. (Фронтальная беседа с использованием таблиц, рисунков в учебнике; устный опрос о газообмене в легких и тканях, взаимосвязи этих процессов с кровеносной системой; индивидуальное тестирование, работа с карточками.)
II. Изучение нового материала
1. Изменения потребности в кислороде при увеличении нагрузки на организм человека. (Сообщение школьника; дополнение-рассказ учителя, постановка проблемы: «Почему мы совершаем вдох, выдох? В чем секрет механизма этих процессов?»)
2. Дыхательные движения. (Рассказ учителя с демонстрацией опытов на модели Дондерса, видеоматериалов с комментированием учащимися, обсуждение домашних наблюдений за изменением дыхательных движений.)
3. Спокойный и глубокий вдох и выдох. Роль диафрагмы. (Рассказ учителя; беседа с учащимися и заполнение таблицы.)
4. Жизненная емкость легких. (Рассказ учителя с элементами беседы; словарная работа, измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) с помощью спирометра, формулировка выводов об изменении ЖЕЛ.)
5. Роль тренировки дыхательных мышц. Дыхательная гимнастика. Вред курения. (Рассказ учителя с элементами беседы по результатам анонимного анкетирования.)
III. Закрепление знаний о дыхательных движениях и емкости легких.
Работа с вопросами и заданиями к тексту на с. 193–194.
Заполнить таблицу.
IV. Задание на дом: изучить текст учебника, задание на с. 193–194; словарик, рабочая тетрадь.