Сайт учителя биологии Матвеевой Ирины
 Чувашия, Новочебоксарск, МОУ "СОШ № 17"
 
      
Воскресенье, 03.11.2024, 00:50           

Меню сайта

Форма входа

Новости

Статистика сайта
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Жизнь сайта

счетчик

Карта визитов

Посетители сайта
free counters -->

Друзья
Фотогалерея Птицы Чувашии Презентации по биологии

Кнопка моего сайта

Архив записей
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Контрольный урок по теме  

 «Бактерии», «Грибы», «Лишайники»

Занятие проводится после изучения тем «Бактерии», «Грибы», «Лишайники» как обобщающий контрольный урок. Ученики делятся на несколько соревнующихся команд. В каждой команде есть консультант, проверяющий ответы ребят. По окончании урока каждый ученик получает отметки.

Оборудование: таблицы «Бактерии», «Шляпочные грибы», «Плесневые грибы», «Грибы-паразиты», «Лишайники»; муляжи грибов; кодоскоп и кодотранспаранты на прозрачной пленке; сигнальные карточки для коллективной работы.

Задание № 1. Работа с классом

На доске написан план характеристики представителей царств бактерий, грибов, лишайников.

1. Название царства.
2. Особенности строения организма.
3. Место обитания.
4. Представители.

Отвечает любой желающий, консультант заносит отметки в оценочный лист.

Задание № 2. Индивидуальная работа

Каждому выдаются 2–4 отдельные карточки, на которых напечатаны термины по темам урока. Карточки с терминами необходимо распределить соответственно темам по кармашкам классификатора. Количество терминов зависит от количества учащихся в классе. Например: ядерное вещество, ядро, нуклеотид, прокариоты, эукариоты, аэробы, анаэробы, сыворотка, иммунитет, вакцина, микология, гетеротрофы, фитофтора, пенициллин, «манна небесная», слоевище и др.

Каждый учащийся подписывает свою карточку (фамилия) и кладет ее в соответствующий кармашек.

Бактерии

Грибы

Лишайники

 

 

 

 

Работа оценивается консультантами.

Задание № 3. Биологический диктант

Учащиеся выслушивают вопросы и записывают ответы.

1. Надцарство живой природы, представители которого не имеют ядра.
2. Организм, который для питания использует органические вещества живых организмов.
3. Взаимовыгодное сожительство двух и более организмов.
4. Вещества, поглощаемые грибами из корней деревьев.
5. Отрасль производства, которая использует живые организмы и биологические процессы для производства ценных для народного хозяйства продуктов.

Учитель проверяет ответы, пока консультанты проводят конкурс по заданию № 4.

Задание № 4. Коллективно-индивидуальная работа

Каждый ученик получает карточку с тремя вопросами и устно отвечает на них, при затруднении на вопрос может ответить любой желающий из той же группы.

Примерные варианты вопросов.

Вариант 1

1. Какие организмы называют паразитами и почему?
2. Что такое лишайники?
3. Что «лишнее»: накипные, азотфиксирующие, почвенные, молочнокислые.

Вариант 2

1. В сосновом лесу встречается много маслят, а в березовом подберезовиков. Почему?
2. Как питаются бактерии?
3. Найди пару:

гриб
бактерии
лишайник

золотянка
фитофтора
сальмонелла

Вариант 3

1. Как размножаются бактерии?
2. Почему лишайники медленно растут?
3. Заполни пробел: «Живые организмы, состоящие из одной клетки, встречаются среди представителей царства... (из предложенных на теме урока).

Вариант 4

1. Какие живые организмы называются сапрофитами. Приведите примеры бактерий сапрофитов.
2. Почему лишайники называются первопроходцами жизни?
3. Дополни ответ: «Готовыми органическими веществами питаются представители царств ... ».

Работа оценивается консультантами.

Задание № 5. Работа с сигнальными карточками

Ученики читают вопросы, записанные на кодотранспаранте. Оценивается верность вопроса: ДА – красная карточка, НЕТ – синяя.

Вопросы открываются по мере ответов.

1. Бактерии, грибы и лишайники участвуют в круговороте веществ в природе.
2. Мукор и пеницилл – шляпочные грибы.
3. Ультрафиолетовый свет благоприятен для бактерий.
4. Все бактерии – паразиты человека и животных.
5. Лишайники – индикаторы чистого воздуха.
6. Деревья от грибов получают минеральные вещества.
7. ЛСД делают из спорыньи.
8. С помощью микроорганизмов получают пенициллин, витамины, ферменты, кормовые дрожжи.
9. Грибы используют в пищу, так как они содержат много витаминов, белки и микроэлементы.
10. Для грибов характерен только паразитический образ жизни.

Задание № 6. Коллективная работа

Значение бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека.
Отвечают все желающие.

Задание № 7. Кроссворды

Разгадывание кроссвордов по группам. Пока ребята разгадывают кроссворды, консультанты и учитель подводят итоги и каждому выставляется отметку за проделанную на уроке работу. (Представлен один из вариантов.)

Copyright MyCorp © Матвеева Ираида Вячеславовна