Занятие проводится после изучения тем «Бактерии», «Грибы», «Лишайники» как
обобщающий контрольный урок. Ученики делятся на несколько соревнующихся команд.
В каждой команде есть консультант, проверяющий ответы ребят. По окончании урока
каждый ученик получает отметки.
Оборудование: таблицы «Бактерии», «Шляпочные грибы», «Плесневые
грибы», «Грибы-паразиты», «Лишайники»; муляжи грибов; кодоскоп и
кодотранспаранты на прозрачной пленке; сигнальные карточки для коллективной
работы.
Задание № 1. Работа с классом
На доске написан план характеристики представителей царств бактерий, грибов,
лишайников.
1. Название царства.
2. Особенности строения организма.
3. Место обитания.
4. Представители.
Отвечает любой желающий, консультант заносит отметки в оценочный лист.
Задание № 2. Индивидуальная работа
Каждому выдаются 2–4 отдельные карточки, на которых напечатаны термины по
темам урока. Карточки с терминами необходимо распределить соответственно темам
по кармашкам классификатора. Количество терминов зависит от количества учащихся
в классе. Например: ядерное вещество, ядро, нуклеотид, прокариоты, эукариоты,
аэробы, анаэробы, сыворотка, иммунитет, вакцина, микология, гетеротрофы,
фитофтора, пенициллин, «манна небесная», слоевище и др.
Каждый учащийся подписывает свою карточку (фамилия) и кладет ее в
соответствующий кармашек.
Бактерии
Грибы
Лишайники
Работа оценивается консультантами.
Задание № 3. Биологический диктант
Учащиеся выслушивают вопросы и записывают ответы.
1. Надцарство живой природы, представители которого не имеют ядра.
2. Организм, который для питания использует органические вещества живых организмов.
3. Взаимовыгодное сожительство двух и более организмов.
4. Вещества, поглощаемые грибами из корней деревьев.
5. Отрасль производства, которая использует живые организмы и биологические
процессы для производства ценных для народного хозяйства продуктов.
Учитель проверяет ответы, пока консультанты проводят конкурс по заданию № 4.
Задание № 4. Коллективно-индивидуальная работа
Каждый ученик получает карточку с тремя вопросами и устно отвечает на них,
при затруднении на вопрос может ответить любой желающий из той же группы.
Примерные варианты вопросов.
Вариант 1
1. Какие организмы называют паразитами и почему?
2. Что такое лишайники?
3. Что «лишнее»: накипные, азотфиксирующие, почвенные, молочнокислые.
Вариант 2
1. В сосновом лесу встречается много маслят, а в березовом подберезовиков.
Почему?
2. Как питаются бактерии?
3. Найди пару:
гриб
бактерии
лишайник
золотянка
фитофтора
сальмонелла
Вариант 3
1. Как размножаются бактерии?
2. Почему лишайники медленно растут?
3. Заполни пробел: «Живые организмы, состоящие из одной клетки, встречаются
среди представителей царства... (из предложенных на теме урока).
Вариант 4
1. Какие живые организмы называются сапрофитами. Приведите примеры бактерий
сапрофитов.
2. Почему лишайники называются первопроходцами жизни?
3. Дополни ответ: «Готовыми органическими веществами питаются представители
царств ... ».
Работа оценивается консультантами.
Задание № 5. Работа с сигнальными карточками
Ученики читают вопросы, записанные на кодотранспаранте. Оценивается верность
вопроса: ДА – красная карточка, НЕТ – синяя.
Вопросы открываются по мере ответов.
1. Бактерии, грибы и лишайники участвуют в круговороте веществ в природе.
2. Мукор и пеницилл – шляпочные грибы.
3. Ультрафиолетовый свет благоприятен для бактерий.
4. Все бактерии – паразиты человека и животных.
5. Лишайники – индикаторы чистого воздуха.
6. Деревья от грибов получают минеральные вещества.
7. ЛСД делают из спорыньи.
8. С помощью микроорганизмов получают пенициллин, витамины, ферменты, кормовые
дрожжи.
9. Грибы используют в пищу, так как они содержат много витаминов, белки и
микроэлементы.
10. Для грибов характерен только паразитический образ жизни.
Задание № 6. Коллективная работа
Значение бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека.
Отвечают все желающие.
Задание № 7. Кроссворды
Разгадывание кроссвордов по группам. Пока ребята разгадывают кроссворды,
консультанты и учитель подводят итоги и каждому выставляется отметку за проделанную
на уроке работу. (Представлен один из вариантов.)