Цели урока: познакомить учащихся с понятиями «биология»,
«ботаника», «царство», «растительный покров», «дикорастущие растения»; выявить
связь между ними и определить место растений в органическом мире; научить
работе со схемами и учебным материалом.
Используется учебник: «Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учеб.
для 6—7-х кл. общеобразоват. учеб. заведений/Т.И. Серебрякова, А.Г.
Еленевский, М.А. Гуленкова и др. — М.: Просвещение, 1994» и его
последующие издания.
ХОД УРОКА
1. Организационная часть (3 мин)
Сегодня вы первый раз пришли в этот кабинет, чтобы начать изучение нового
предмета – «биология». Встречаться мы с вами будем в течение пяти лет, каждый
раз все больше и больше углубляясь в познание всего живого, что нас окружает.
2. Вводная часть (18 мин)
Начнем с определения. Что же такое «биология»? Целая это наука или состоит,как дом, из множества кирпичиков? И какой из этих кирпичиков нам с вами
предстоит изучить в этом году?
Слово «биология» образовано от двух греческих слов: «биос» – жизнь и
«логос» – учение и означает «учение о жизни».
Запись на доске и в тетрадях: «биос» – жизнь, «логос» – учение (греч.).
В современной системе научных знаний биология определяется, как наука о
живой природе.
Запись в тетрадях: «Биология – наука о живой природе».
Если вы посмотрите вокруг, то увидите огромное количество живых организмов:
это деревья и трава, птицы и бабочки, рыбы и кошки. На деревьях можно увидеть
мох, под деревьями — грибы. Если раскопать почву, можно найти тех, кто прячется
от нас, – червей, личинок насекомых и очень много других живых организмов. Но
все они такие разные. Именно поэтому биология делится на целый ряд наук. Это
позволяет охватить все многообразие жизни и не запутаться в нем. В учебном
курсе последующих пяти лет мы с вами познакомимся с несколькими из разделов
биологии.
Запись на доске и в тетрадях.
Ни одна из этих наук не может быть вырвана из целостной системы. Ботаника – наука
о растениях– не может стоять отдельно от зоологии – науки о
животных. Чтобы у растения появились семена, должно произойти
опыление (о котором мы поговорим позже), а этому во многих случаях помогают
насекомые, перелетающие с цветка на цветок и переносящие на своих тельцах
пыльцу.
Многие животные являются растительноядными, т.е. питаются растениями. Этих
животных в свою очередь поедают хищники. И растения, и животных потребляет в
пищу человек. Растения дают пищу животным и человеку, в процессе фотосинтеза
выделяют кислород, которым дышат животные, человек и сами растения. Отмирая и
разлагаясь вместе с остатками животных, они образуют плодородный слой почвы –
гумус, на котором вырастают новые поколения растений. Таким образом, без
растений невозможна жизнь на Земле. Поэтому охрана и защита растений является
важнейшей задачей. Не будет растений – не будет пищи и кислорода – жизнь
исчезнет.
Мы с вами познакомимся с цитологией – наукой о клетке, будем
изучать строение и жизнедеятельность клетки (из клеток состоят все живые
организмы, кроме вирусов). Узнаем, как растения развивались с момента своего
возникновения до нашего времени, т.е. ознакомимся с эволюцией растительного
мира. Проследим взаимосвязь растений со средой обитания – это изучает экология.
Ознакомимся с огромным разнообразием растительного мира и его систематикой.
Из курса биологии вы узнаете, что все в этом мире взаимосвязано. Изучая растения,
животных, организм человека, вы увидите, что все это образует единый огромный
мир – мир живого.
Но сначала подробнее познакомимся с тем, что нам предстоит узнать в этом
году.
3. Ботаника (20 мин)
На ваших учебниках написано «Биология. Растения». По-другому то, чему
посвящен этот учебник, называется ботаникой. Слово «ботаника» происходит от
греческого слова «ботанэ», что означает трава, растения.
Запись на доске и в тетрадях: «ботанэ» – трава, растение (греч.).
Запишем определение: «Ботаника – наука о растениях и растительном покрове».
На стенде вы можете видеть разнообразные растения (на стенде прикреплены
изображения древесных, кустарниковых и травянистых форм высших семенных
растений, хвойных, папоротниковых, хвощевидных, плауновидных, мохообразных,
водорослей. Здесь же изображения бактерий, грибов, лишайников. Все объекты
легко узнаваемы). Какие из этих растений вы знаете?
Ученики быстро по цепочке называют все изображенное на доске. При этом
возможна помощь учителя с определением названий хвощей, плаунов, бактерий,
мхов, лишайников.
Все ли названные вами объекты являются растениями? Как вы думаете, почему
бактерии, грибы и лишайники стоят отдельно?
Весь окружающий нас живой мир делится на царства.
Запись на доске и в тетрадях.
В этом году нам предстоит изучить три царства. Это царство бактерий –
мельчайших существ, видимых только в микроскоп,царство грибовицарство растений.
На левом стенде вы видите представителей царства растений. Но они очень
разные, совсем не похожи друг на друга. Возникает вопрос: как же они могут
относиться к одному царству? Как любое большое государство делится на меньшие
части (республики, губернии), так и царство растений делится на группы
поменьше. Чтобы охватить все многообразие царства растений, мы с вами построим
схему растительного мира.
Сначала рисуем серединку цветка ромашки и делим ее на две части – это будут
Высшие, или Сосудистые, растения и Низшие растения. Сосудистые растения – это
растения, у которых питательные соки движутся по сформированным сосудам
Высшие растения делятся на растения, размножающиеся спорами и размножающиеся
семенами (рис. 2). Споровые растения включают в себя Плауновидные,
Хвощевидные, Папоротники. Семенные растения – Голосеменные (у них развивающиеся
семена ничем не защищены) и Покрытосеменные.
очень любопытные организмы, которые называются симбионтами, потому что здесь
в одном доме живут сразу два жильца: одна часть лишайника – водоросль, а другая
– гриб. Ученые долго спорили, к кому царству отнести лишайники – к растениям
или грибам, и пока их считают просто организмами-симбионтами.
А теперь еще одним цветным карандашом обведем по контуру все лепестки
(рис. 5). Мы с вами объединили царства, которые будем изучать в нашем
курсе ботаники. Но ботаника изучает еще и расселение растений по нашей планете
Земля. Вспомните, как звучало определение этой науки (мы его записали в
тетрадях).
Домашнее задание (10 мин)
Ученик читает учебник до описания дикорастущих растений; учитель
заполняет схему.
На следующем уроке мы вспомним, что узнали сегодня. Дома вы самостоятельно
заполните графу «Искусственный растительный покров».
Запишите в дневники задание: закончить таблицу в тетради, используя учебник
на стр. 8–9.
Автор: О.Ю. ЗАЙЦЕВА,
учитель биологии ср. шк. № 1267,
г.