Сайт учителя биологии Матвеевой Ирины
 Чувашия, Новочебоксарск, МОУ "СОШ № 17"
 
      
Четверг, 21.11.2024, 10:51           

Меню сайта

Форма входа

Новости

Статистика сайта
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Жизнь сайта

счетчик

Карта визитов

Посетители сайта
free counters -->

Друзья
Фотогалерея Птицы Чувашии Презентации по биологии

Кнопка моего сайта

Архив записей
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Урок 2 Цитологические основы закономерностей наследования.

Цель: дать представление ученикам о цитологических основах закономерностей наследования.

 

План:

1)                     закон чистоты гамет

2)                     неполное доминирование

3)                     кодоминирование

 

Для объяснения явления расщепления Мендель предложил гипотезу чистоты гамет. Мендель предположил, что в каждой клетке организма (в его опытах – растения гороха) находится по два «элемента наследственности», отвечающих за каждый определённый признак. В клетках гибридов первого поколения, хотя они имеют только жёлтые семена, всё равно присутствуют оба «элемента», отвечающие и за жёлтый, и за зелёный цвета горошин: один – от материнского, а другой – от отцовского растения. Только один из них проявляет свой эффект (доминирует), а второй – нет. Откуда же во втором поколении появляется растения с зелёными горошинами? Связь между поколениями обеспечивается через половые клетки – гаметы. Значит, каждая гамета (в отличие от клеток тела или соматических клеток) содержит только один «элемент наследственности» из двух имеющихся в соматических клетках – жёлтого или зелёного цвета горошин. Таким образом  Г. Мендель сформулировал закон чистоты гамет: при образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух «элементов наследственности», отвечающих за данный признак.

Гипотеза чистоты гамет устанавливает, что закон расщепления есть результат случайного сочетания гамет, несущих разные гены.

Неполное доминирование – это явление, когда один аллельный ген не до конца подавляют действие второго. При этом возникают промежуточные признаки, и признак у гомозиготной по доминантному гену особи будет не таким, как у гетерозиготной особи.

   У человека тоже встречается неполное доминирование. Встречается это явление при наследовании брахидактилии – укорочение фаланг пальцев. У здорового человека имеется два доминантных гена ВВ, и развитие скелета происходит нормально. У гетерозигот (Bb) наблюдается укорочение фаланг пальцев, а у рецессивных гомозигот (bb) проявляются множественные нарушения в развитии скелета, и  такие люди погибают ещё в раннем детстве. Таким образом, ген В не полностью подавляет действие гена b, и у гетерозигот вследствие этого развивается брахидактилия.

В медицине имеют большое значение различия между четырьмя группами человеческой крови. Группа крови – наследственный признак, зависящий от одного гена. Ген этот имеет не две, а три аллели, обозначаемые символами А, В и 0. Лица с генотипом 00 иеют первую группу крови, с генотипом АА или А0 – вторую, с генотипом ВВ или В0 – третью, а с генотипом АВ – четвёртую (аллели А и В доминируют над аллелью 0, но друг друга не подавляют). Такой вид взаимодействия аллельных генов, когда они вместе определяют какой-либо признак, получил название кодоминирования.

Задачи:

1)                     Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?

2)                     Какое потомство получится по генотипу от скрещивания серой гомозиготной мухи с чёрной? Какое получится потомство от скрещивания гибридов между собой?

3)                     В одном из зоопарков у пары тигров с нормальной окраской родился тигр-альбинос. Тигры-альбиносы встречаются крайне редко, и обуславливаются рецессивным геном. Определите генотипы родителей.

4)                     При скрещивании между собой земляники с розовыми плодами в потомстве оказалось 25% особей, дающих белые плоды, и 25% растений с красными плодами. Остальные растения имели розовые плоды. Объясните полученные результаты. Каков генотип рассмотренных особей?

5)                     У Пети и Саши карие глаза, а у их сестры Маши – голубые. Мама этих детей голубоглазая, хотя её родители имели карие глаза. Какой признак доминирует? Какой цвет глаз у папы? Напишите генотипы всех перечисленных лиц.

6)                     Какие группы крови возможны у детей, если у их матери – вторая группа, а у отца – первая?

7)                     У матери первая группа крови, а у отца – четвёртая. Могут ли дети унаследовать группу крови одного из своих родителей?

8)                     У матери первая группа крови, а у отца – третья. Могут ли дети унаследовать группу крови своей матери?

9)                     Одну из форм наследственной глухонемоты вызывает рецессивный ген. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родились два глухонемых ребёнка. Какова вероятность того, что и третий ребёнок окажется глухонемым?

Copyright MyCorp © Матвеева Ираида Вячеславовна