Урок 8: ГЕНЕТИКА
ЧЕЛОВЕКА (11 класс).
Цель урока: формирование знаний об основных методах изучения наследственности человека.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА:
- Повторение.
1. Генеалогический метод (устный рассказ).
2. Условные символы для составления родословной (письменно у доски).
3. Анализ родословных по карточкам. (письменно на местах).
4. Проверка терминов и законов генетики для подготовки к зачету (устно по вопросам)
- Новая тема:
1. Близнецовый
метод- это изучение влияине
условий среды на изменение фенотипов близнецов.
Близнецами называют
одновременно родившихся детей. Они
бывают монозиготными (однояйцевыми) и
дизиготными (разнояйцевыми).
Однояйцевые близнецы: формируются из одной зиготы, которая на стадии дробления разделилась на две или более части. Рождаются особи всегда одного пола, которые сходны между собой по фенотипу и генотипу. (рис. В учебнике стр. ) . они характеризуются степенью конкордантностью (сходства) по многим признакам. Этот метод изучает, как внешние условия среды (физические и социальные факторы) влияют на наследственность монозиготных близнецов.
Разнояйцевые близнецы развиваются из двух или более оплодотворенных зигот. Они могут быть разного пола и не похожими по фенотипу и генотипу.
Например,
Конкордантность некоторых признаков у однояйцевых близнецов.
Группа крови - 100 %
Цвет глаз - 99,5 %
Цвет волос - 97 %
2. Цитогенетический метод- изучение хромосомного набора человека. в 1956 году было точно определено, что диплоидное число хромосом у человека 46. В норме кариотип человека включает 46 хромосом, то есть 22 пары аутосом + две половые хромосомы. Использование данного метода позволило выявить ряд болезней, связанных с изменением числа или структуры хромосом.
Причины хромосомных
болезней:
- результат мутаций
- Нарушение мейоза
- возраст матери
Образ жизни родителей (алкоголизм, наркомания, курения, радиация).
К их числу относятся хромосомные болезни:
- Болезнь Клайнфельтера (47, ХХУ). Встречается у одного из 400-600 новорожденных мальчиков.
Болеют всегда мужчины. Они характеризуются недоразвитием первичных и вторичных половых признаков, половых желез, часто умственной отсталостью, высоким ростом за счет непропорционально длинных ног.
-Синдром Шерешевского –Тернера (45, ХО).
Частота: один ребенок из 5000 девочек.
Наблюдается только у женщин. Проявляется в замедлении полового созревания, недоразвитием половых желез, бесплодием, отсутствием менструального цикла. Они небольшого роста, плечи широкие, узкий таз, шея короткая, со складками, монголоидный разрез глаз.
- Синдром Дауна (трисомия 21) (47,21,21,21)
Одна из самых часто встречающихся хромосомных болезней. Она развивается в результате трисомии по 21 хромосоме. Причина трисомии связана с нерасхождением хромосом в мейозе у женщин. Важно отметить, что существует сильная зависимоть между частотой рождения детей с этим синдромом и возрастом матери. После 35-40 лет частота появления таких детей резко возрастает (один на 500- 600 новорожденных). Болезнь легко диагностируется по ряду характерных признаков: укороченные конечности, маленький череп, плоское , широкое переносье, узкие глазные щели с косым разрезом, наличие складки верхнего века, психическая и умственная отсталость.
Генетические карты- это неотъемлемая часть детального генетического изучения любого вида. Установлено положение и роль много сотен ген в хромосомах . В стране действует программа «Геном человека», результаты которой окажутся важными для науки и медицины.
- Биохимический метод- изучает нарушения в обмене веществ, вызванные мутациями из-за изменения активности ферментов.
Различают нарушения обмена углеводов, белков, жиров, минералов.
- нарушения белкового обмена – это фенилкетонурия. При этом блокируется превращение аминокислоты фенилаланина в тирозин и тогда фенилаланин превращается в токсическое для оргшанизма веществ, которое накапливается в организме и приводит к слабоумию у детей. Ранняя диагностика и полное исключение фенилаланина в меню может приостановить развитие этой болезни.
-нарушение углеводного обмена- сахарный диабет- это повышение
концентрации сахара в крови вследствие отсутствия инсулина- гормона
поджелудочной железы.
Это заболевание вызывается рецессивным геном оно лечится введением в организм инсулина. Человек никогда не вылечится. Его рецессивный ген передается следующим потокам.
Ш. Закрепление: (беседа по вопросам).
-какой метод изучает влияние условий среды на фенотип?
- какой метод изучает нарушение обмена веществ?
- какие хромосомные болезни вы знаете?
- Каковы причины появления этих болезней?
- какой метод изучает хромосомные болезни?
- почему необходимо изучать генотип человека?