Оборудование: таблица «Плесневые грибы, дрожжи», натуральные объекты плесневых грибов и дрожжей, микроскопы, микропрепаровальные наборы, лупы, листы бумаги разных форматов, эпипроектор, микрофотография плесневого гриба.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Индуктор
(начало, мотивирующее творческую деятельность каждого).
На доске с помощью эпипроектора
демонстрируется фотография плесневого гриба,
сделанная при помощи сканирующего микроскопопа.
Детям задается вопрос: что это? Ответы могут быть
разными, учитель делает акцент на правильном
ответе.
Ребятам предлагается вспомнить, когда они
впервые увидели или обратили внимание на
плесень. Каковы были их впечатления?
Впечатления – 2–3 предложения – записываются на
листках бумаги.
Далее ребятам предлагается объединиться в
группы по сходным воспоминаниям, чтобы обсудить
вопрос: к какой группе организмов принадлежит
плесень? Чем питается этот организм?
III. Работа с материалом
(начинается с «деконструкции» – превращения материала в «хаос»; после которой следует «реконструкция» – создание текста, рисунка, схемы, закона...).
На рабочих местах подготовлены
микроскопы, микропрепаровальные наборы, лупы и
живые объекты – плесневые грибы (пенициллиум,
мукор) и дрожжи.
Предлагается сначала рассмотреть объекты с
помощью лупы, затем под микроскопом и сделать
рисунки на небольших листах бумаги.
После этого учащимся предлагается объединиться
в группы по сходным рисункам и каждой группе
сделать общий уточненный рисунок на листе
большего формата. Эти рисунки вывешиваются на
доске, сравниваются и обсуждаются всем классом.
IV. Разрыв
(новое видение предмета; часто для этого требуется дополнительная информация – некоторые добывают ее самостоятельно, некоторые с помощью учителя, товарища...).
Учащимся предлагается рассмотреть
вывешенную на доске таблицу «Плесневые грибы и
дрожжи» и записанные там же термины,
обозначающие составные части плесневых грибов и
дрожжей (мицелий, спорангиеносцы, спорангии,
конидиеносцы, конидии, споры, почкование).
Схемы строения грибов зарисовываются в тетрадях
и подписываются.
После этого ребятам предлагается ответить на
следующие вопросы. Чем пенициллиум отличается от
мукора? Чем дрожжи отличаются от плесневых
грибов? Каково значение плесневых грибов и
дрожжей?
При подготовке ответов ученики используют
учебник, задают уточняющие вопросы учителю,
работают в парах.
V. Рефлексия
(самоанализ, закрепление; может проводиться по-разному – в данном случае учащимся предлагается тест).
1. Пенициллиум относится к:
а) плесеням;
б) дрожжевым грибам;
в) ржавчинным грибам.
2. Дрожжи размножаются:
а) только делением;
б) только почкованием;
в) делением и почкованием.
3. Дрожжи, которые сейчас используют в хлебопечении, в природе:
а) неизвестны;
б) встречаются часто в нектаре цветков, соке
плодов;
в) встречаются, но очень редко.
4. Грибница мукора – это:
а) сильно разросшаяся клетка с
цитоплазмой и одним ядром;
б) сильно разросшаяся клетка с
цитоплазмой и множеством ядер;
в) ветвящиеся нити, образованные клетками, каждая
из которых имеет цитоплазму и ядро.
5. Пушистый белый налет мукора через некоторое время становится черным, потому что:
а) нити грибницы погибают и загнивают;
б) с возрастом в нитях грибниц образуются
вещества черного цвета;
в) в образующихся спорангиях развиваются
споры.
По окончании работы ученикам предлагается обменяться тетрадями и сверить ответы.
В завершение учитель подводит итоги урока.