Урок: «Многообразие паразитических червей и борьба с ними»
Цель и задачи консультации: зная особенности паразитических червей, выработать меры борьбы с ними. Выяснить черты приспособленности паразитических червей к среде обитания, показать значение этих животных в природе и для человека, научиться определять предложенное животное и давать характеристику процессов его жизнедеятельности, овладеть понятийным аппаратом раздела «Черви».
Оборудование и материалы: таблицы «Плоские черви. Белая планария», «Плоские черви. Печеночный сосальщик», «Плоские черви. Бычий цепень», диапроектор с приставкой для демонстрации микропрепаратов, микропрепараты: «Сосальщик», «Членик ленточного червя», «Яйца аскариды», световые микроскопы.
В начале консультации следует рассказ старшеклассников о различных представителях паразитических червей с демонстрацией наглядного материала. После этого рассказчик отвечает на вопросы семиклассников и задает им вопросы.
Вопросы старшеклассникам
· Почему паразитические черви дышат всей поверхностью тела, а человеку для дыхания нужны специальные органы?
· От каких животных произошли паразитические черви и как это можно доказать?
· Какие способы борьбы с аскаридозом вы могли бы предложить?
Вопросы семиклассникам
· Сколько яиц производит за свою жизнь свиной солитер?
· Можно ли считать паразитических червей вымирающей группой животных? Ответ обоснуйте.
· Может ли промежуточным хозяином свиного цепня быть человек?
После рассказа старшеклассников и взаимного обмена вопросами ведущие предлагают семиклассникам определить изученных паразитических червей при помощи светового микроскопа.
В конце занятия старшеклассники делают обобщающий вывод и подводят итоги тематической консультации: паразитические черви – хорошо приспособленная к паразитизму группа животных, зная жизненный цикл и образ жизни которых, можно выработать рекомендации по борьбе с ними и профилактике заражения ими.