Задачи: познакомить учащихся с сущностью
процесса дыхания, его значением в обмене веществ и превращениях энергии в
организме человека; сформировать знания о строении органов дыхания в связи с
функциями, процессом образования голоса, членораздельной речи; раскрыть меры
профилактики заболевания голосовых связок.
Оборудование:
таблицы «Органы дыхания
позвоночных животных», «Воздухоносные пути»; муляжи гортани, рельефная таблица
«Органы дыхания»; видеоматериалы «Строение и работа органов дыхания».
Методические
рекомендации
I. Проверка
знаний учащихся о
строении и функциях органов кровообращения, кругах кровообращения; видах
кровотечений и первой доврачебной помощи:
1. Проверка
выполнения домашнего задания (рубрики: «Подумайте», «Проверь свои знания»).
2. Фронтальный
опрос.
Вопросы
Каковы меры помощи при различных
видах венозного и капиллярного кровотечений?
В чем опасность артериального
кровотечения? Меры первой помощи при артериальном кровотечении.
Покажите способы остановки
артериального кровотечения в области шеи, головы, конечностей. Каковы
правила наложения жгута? На что необходимо обратить особое внимание при
наложении жгута? Что произойдет, если через два часа жгут не снять?
Изобразить на доске схему кругов
кровообращения (опорная схема).
Тестовый
контроль по теме «Кровь. Кровообращение» (как минимум 2–3 варианта).
II. Изучение
нового материала
1. Актуализация
знаний о роли дыхания в обмене веществ; эволюции строения дыхательной системы
животных. (Беседа с использованием таблицы «Органы дыхания различных
систематических групп животных».)
Вопросы
Каково значение дыхания для
организма?
Зависит ли система дыхания от среды
обитания животных?
Показать по таблице изменения в
эволюции строения органов дыхания позвоночных животных.
К какому классу относится человек?
Можно ли предположить, что
дыхательная система человека имеет сходное строение с дыхательной системой
млекопитающих?
2. Значение
дыхания для обмена веществ и превращения энергии в организме человека. Значение
кислорода для организма. Воздух, которым мы дышим, условия. (Рассказ учителя с
элементами беседы; запись в тетради функций дыхания в обмене веществ человека.
Использование знаний учащихся из курса химии о свойствах кислорода, реакциях
окисления.)
3. Строение и
функции дыхательных путей.
Носовая полость.
(Рассказ учителя, беседа с учащимися с использованием таблиц.) Что происходит с
воздухом в носовой полости? Особенности ее строения в связи с этими функциями.
Строение
гортани; функции хрящей. Особенности строения гортани в связи с выполняемыми
функциями. Голосовые связки. Меры профилактики заболевания голосовых связок и
гортани. (Рассказ учителя; самостоятельная работа учащихся по изучению строения
гортани; беседа, составление памятки «Меры профилактики заболеваний гортани,
голосовых связок»; видеоматериалы.)
Трахеи, бронхи,
их строение и функции. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на
с. 181–182; беседа по результатам работы и следующим вопросам. Почему пища не
попадает в гортань? Почему задняя стенка трахеи мягкая? В чем сходство строения
трахеи и бронхов? Как это можно объяснить?)
III.
Закрепление знаний учащихся
о роли дыхания и особенностях строения и функции воздухоносных верхних
дыхательных путей. (Беседа по вопросам рубрики «Проверь свои знания» (1–7);
работа со словарем.)
IV. Задание
на дом: изучить материал
в учебнике; ответить на вопросы. Проделать опыт «Обнаружение углекислого газа в
выдыхаемом воздухе»; подготовить сообщение «Требования к воздуху, которым дышит
человек».