Урок 1. Строение
органов дыхания
Задачи: познакомить учащихся с сущностью
процесса дыхания, его значением в обмене веществ и превращениях энергии в
организме человека; сформировать знания о строении органов дыхания в связи с
функциями, процессом образования голоса, членораздельной речи; раскрыть меры
профилактики заболевания голосовых связок.
Оборудование:
таблицы «Органы дыхания
позвоночных животных», «Воздухоносные пути»; муляжи гортани, рельефная таблица
«Органы дыхания»; видеоматериалы «Строение и работа органов дыхания».
Методические
рекомендации
I. Проверка
знаний учащихся о
строении и функциях органов кровообращения, кругах кровообращения; видах
кровотечений и первой доврачебной помощи:
1. Проверка
выполнения домашнего задания (рубрики: «Подумайте», «Проверь свои знания»).
2. Фронтальный
опрос.
Вопросы
- Каковы меры помощи при различных
видах венозного и капиллярного кровотечений?
- В чем опасность артериального
кровотечения? Меры первой помощи при артериальном кровотечении.
- Покажите способы остановки
артериального кровотечения в области шеи, головы, конечностей. Каковы
правила наложения жгута? На что необходимо обратить особое внимание при
наложении жгута? Что произойдет, если через два часа жгут не снять?
- Изобразить на доске схему кругов
кровообращения (опорная схема).
Тестовый
контроль по теме «Кровь. Кровообращение» (как минимум 2–3 варианта).
II. Изучение
нового материала
1. Актуализация
знаний о роли дыхания в обмене веществ; эволюции строения дыхательной системы
животных. (Беседа с использованием таблицы «Органы дыхания различных
систематических групп животных».)
Вопросы
- Каково значение дыхания для
организма?
- Зависит ли система дыхания от среды
обитания животных?
- Показать по таблице изменения в
эволюции строения органов дыхания позвоночных животных.
- К какому классу относится человек?
- Можно ли предположить, что
дыхательная система человека имеет сходное строение с дыхательной системой
млекопитающих?
2. Значение
дыхания для обмена веществ и превращения энергии в организме человека. Значение
кислорода для организма. Воздух, которым мы дышим, условия. (Рассказ учителя с
элементами беседы; запись в тетради функций дыхания в обмене веществ человека.
Использование знаний учащихся из курса химии о свойствах кислорода, реакциях
окисления.)
3. Строение и
функции дыхательных путей.
Носовая полость.
(Рассказ учителя, беседа с учащимися с использованием таблиц.) Что происходит с
воздухом в носовой полости? Особенности ее строения в связи с этими функциями.
Строение
гортани; функции хрящей. Особенности строения гортани в связи с выполняемыми
функциями. Голосовые связки. Меры профилактики заболевания голосовых связок и
гортани. (Рассказ учителя; самостоятельная работа учащихся по изучению строения
гортани; беседа, составление памятки «Меры профилактики заболеваний гортани,
голосовых связок»; видеоматериалы.)
Трахеи, бронхи,
их строение и функции. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на
с. 181–182; беседа по результатам работы и следующим вопросам. Почему пища не
попадает в гортань? Почему задняя стенка трахеи мягкая? В чем сходство строения
трахеи и бронхов? Как это можно объяснить?)
III.
Закрепление знаний учащихся
о роли дыхания и особенностях строения и функции воздухоносных верхних
дыхательных путей. (Беседа по вопросам рубрики «Проверь свои знания» (1–7);
работа со словарем.)
IV. Задание
на дом: изучить материал
в учебнике; ответить на вопросы. Проделать опыт «Обнаружение углекислого газа в
выдыхаемом воздухе»; подготовить сообщение «Требования к воздуху, которым дышит
человек».