Урок 1. «Приспособления свободноживущих и паразитических плоских червей к среде обитания»
Цель занятия: изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности свободноживущего плоского червя – белой планарии и циклы индивидуального развития печеночного сосальщика и бычьего цепня в связи с их паразитическим образом жизни.
Оборудование: микроскопы, микропрепараты «Ресничный червь», «Сосальщик», диапроектор с приставкой для демонстрации микропрепаратов, таблицы «Плоские черви. Белая планария», «Плоские черви. Печеночный сосальщик», «Плоские черви. Бычий цепень», лото «Циклы развития паразитических червей», модели тела планарии и кожно-мускульного мешка червей.
В ходе занятия на примере белой планарии рассматриваются приспособления этого червя к среде обитания в связи c активным образом жизни. При этом учащиеся в ходе объяснения нового материала наблюдают фиксированный препарат ресничного червя под микроскопом и заполняют в тетрадях таблицу.
Таблица. Характеристика червей
Признаки |
Представитель типа Плоские черви |
Аскарида человеческая |
||
Белая планария |
Печеночный сосальщик |
Бычий цепень |
Аскарида человеческая |
|
1. Форма тела 2. Размеры 3. Образ жизни 4. Тип симметрии 5. Органы передвижения 6. Органы прикрепления 7. Органы чувств 8. Покров тела 9. Кожно-мускульный мешок 10. Пищеварительная система 11. Выделительная система 12. Нервная система 13. Половая система 14. Цикл развития 15. Систематическое положение |
|
|
|
|
* Этот столбец заполняется на следующем занятии
Работа с таблицей способствует запоминанию терминов и правильному их написанию.
Начиная объяснение нового материала, преподаватель укрепляет на классной доске изготовленную из картона модель тела планарии, сообщает название червя и предлагает пояснить, почему его так назвали. Учащиеся связывают происхождение названия с формой тела животного.
В ходе беседы о внешнем строении планарии учитель отмечает двустороннюю симметрию тела, сгибая модель посередине и наблюдая полное соответствие левой половины тела правой. Демонстрируя такую модель, очень удобно показать, что у животных с двусторонней симметрией различают передний и задний концы тела, спинную и брюшную стороны, бока – в отличие от изученных ранее кишечнополостных, обладающих лучевой симметрией. Таким образом, учитель подготавливает учащихся к более четкому восприятию типа симметрии, связанного с активным образом жизни не только плоских червей, но и большинства других животных.
При рассмотрении органов передвижения следует отметить наличие ресничек и в связи с этим установить принадлежность планарии к классу Ресничные черви.
На следующем этапе урока учитель объясняет строение кожно-мускульного мешка плоских червей, используя при этом модель поперечного разреза планарии, и задает вопрос: «Почему кожно-мускульный мешок так называют?» Учащиеся отвечают, что он образован кожей и мышцами, «одевающими» тело червя, как мешок. Для того чтобы лучше запомнить его строение, учащиеся несколько раз вслух проговаривают название мышц, лежащих под кожей. Затем последовательно разбирается строение пищеварительной, выделительной и нервной систем. При этом отмечается, что промежутки между внутренними органами заполнены рыхлой соединительной тканью – паренхимой (от греч. пара – возле, енхима – что-то разлитое; букв. разлитое рядом).
Слово «паренхима» вместе с его переводом учащиеся записывают в терминологический словарь в конце тетради.
Так как учащиеся еще не знакомы с понятием «органы животных», целесообразно указать, что у белой планарии все основные процессы жизнедеятельности происходят в специальных частях тела, образованных тканями, которые называются органами. При этом учащиеся отмечают, что ткань – это совокупность клеток, выполняющих определенную функцию, и преподаватель предлагает им по аналогии сформулировать понятия «орган» и «система органов».
В вопросах размножения и развития новым понятием является гермафродитизм. Хотя с ним ученики встречались при изучении гидры, но не называли термин). Слово «гермафродит» образовано от имен двух греческих богов – Гермеса и Афродиты. Отсюда учащиеся делают вывод об обоеполости этих животных. При этом учитель обращает внимание учеников на кокон (также новый термин), в котором развиваются яйца червя.
Далее учащиеся рассматривают ресничного червя под микроскопом, сравнивают с рисунком в учебнике, называют видимые под микроскопом органы.
При переходе к паразитическим плоским червям – печеночному сосальщику и бычьему цепню, основное внимание следует уделить отличительным чертам их строения в связи с паразитическим образом жизни: отсутствие органов передвижения – ресничек, органов чувств – глаз, большую плодовитость, плотный наружный покров тела, слабое развитие или отсутствие некоторых систем органов и наличие присосок. Учитель предлагает найти присоски на микропрепарате печеночного сосальщика и отметить особенности их расположения, с которым связаны их названия – брюшная и ротовая.
Характеризуя цикл развития паразитических червей, необходимо уделить внимание смене основных и промежуточных хозяев, предложив учащимся выбрать на рисунке в учебнике животных, которые являются хозяевами взрослых паразитов и их личинок, обратить внимание на места паразитирования, отразившиеся на названиях червей.
При закреплении изученного материала о приспособленности свободноживущих и паразитических плоских червей к среде обитания можно предложить семиклассникам выписать из соответствующего параграфа новые для них термины, найти в тексте их объяснение и записать их в терминологический словарь в конце тетради. Кроме того, учащиеся зарисовывают схему развития печеночного сосальщика, снабжая ее соответствующими подписями. Затем учитель предлагает при помощи зоологического лото расставить карточки с изображением фаз развития червя на соответствующие места в схеме цикла развития и подписать названия основного и промежуточного хозяев и стадий развития паразита, сопоставляя полученную схему со схемой в учебнике. Такой прием поможет глубже закрепить понятие о сложном жизненном цикле паразитов со сменой хозяев: основного и промежуточного. Кроме того, пользуясь заданиями в конце соответствующего параграфа, можно предложить учащимся перечислить органы, входящие в состав той или иной системы органов белой планарии, и указать функции, которые они выполняют. Эти приемы способствуют закреплению анатомо-морфологических, физиологических и экологических понятий.
Систематические понятия закрепляются при перечислении признаков типа и класса, что ведет не только к лучшему запоминанию изученного материала, но и к развитию умения анализировать и выбирать главное. При ответе на вопрос: «От каких животных произошли плоские черви и как можно это доказать?» учащиеся останавливают свой выбор на чертах усложнения организации плоских червей по сравнению с кишечнополостными, что способствует закреплению филогенетических понятий. Эту же цель преследует вопрос: «Является ли упрощение организации паразитических плоских червей биологическим регрессом?», на который учащиеся отвечают отрицательно и доказывают, что указанное упрощение организации связано с приспособлением плоских червей к паразитизму.
При проверке усвоения материала об образе жизни плоских червей можно провести биологические диктанты, направленные на повышение самостоятельности и активизации познавательной деятельности учащихся. Например, можно предложить составить из четырех характеристик понятия наиболее полное.
Печеночный сосальщик – паразит, потому что он:
1) питается за счет своих хозяев: основного – коровы и промежуточного –
малого прудовика,
2) использует своих хозяев в качестве среды обитания и источника питания,
3) живет в организме своих хозяев,
4) имеет сложный цикл развития со сменой хозяев.
В конце диктанта учащиеся должны сделать следующий вывод: печеночный сосальщик как паразит характеризуется сложным жизненным циклом со сменой хозяев – основного и промежуточного.
Другим примером может служить ряд предложений, в которых учащиеся должны вставить пропущенные биологические понятия.
«Белая планария ведет ...(активный) образ жизни, в связи с этим у нее развилась ...(двусторонняя) симметрия тела, передвигается при помощи ...(ресничек), поэтому относится к классу ...(Ресничные черви), имеет хорошо развитый ...(кожно-мускульный мешок) и ...(системы органов): пищеварительную, выделительную, нервную, половую, состоящие из ...(органов), пространство между которыми заполнено рыхлой соединительной тканью ...(паренхимой).»
В конце работы учащиеся должны сделать вывод о том, что тип Плоские черви объединяет свободноживущие и паразитические формы.