урок № 3. ИММУНОЛОГИЯ НА СЛУЖБЕ ЗДОРОВЬЯ.
цели урока: сформировать знания о механизме выработки иммунитета, видах иммунитета, отличия вакцины и прививки, условиях переливании крови, резус- факторе.
оборудование: кинофильм «Кровь», портерты ученых (Луи Пастер, Э.Дженнер).
план урока:
- Опрос, повторение темы «Борьба с инфекцией», «Состав крови».
- Новая тема
- Закрепление. Домашнее задание: параграф 19, подготовка к контрольной работе по теме «Кровь».
Ход урока:
- Опрос,
повторение.
.1. Работа по карточкам
вариант 1.
Соотнесите вопросы и
ответы:
ОТВЕТЫ:
а. Лимфа
б. Кровяная плазма
в. Межклеточная жидкость
г. Тромбоциты
д. Лейкоциты
е. Эритроциты.
ж. гемоглобин
з. кровь
Вопросы:
- Что из перечисленного относится к внутренней среде организма?
- Что содержится в составе крови?
- Что останется , если из крови удалить клетки?
- Как называется жидкая часть крови?
- Как называется белок, придающий крови красный цвет крови?
- Красные безъядерные клетки крови.
- Белые ядерные клетки крови.
- Борются с бактериями и инородными телами.
- Движутся ложноножками, меняют форму.
- уничтожают бактерии.
- Транспортируют кислород и углекислый газ.
Ответ: 1-а,в,з
2- б,г,д,е
3- б
4- б
5- ж
6- е
7- -д
8- д
9- д
10- д
11- ж
Индивидуальный устный
опрос по вопросам:
- Какие защитные силы организма защищают человека от инфекции?
- Чем представлена и как работает иммунная система человека?
- Что такое воспаление и каковы его признаки?
- Какие заболевания называют инфекционными? Что для них характерно?
Проверка биологических терминов и понятий:
- Что такое плазма?
- Перечисли форменные элементы крови.
- Назовите 3 жидкости, образующие внутреннюю среду организма.
- Что такое физиологический раствор?
- Какова роль гемоглобина?
- Кто открыл фагоцитоз?
- Что такое фагоцитоз?
- Какие условия необходимы для свертывания крови?
- Что такое свертывание крови?
- Какую роль в свертывании крови играют тромбоциты? соли кальция?
- Чем вызвано заболевание анемия?
- Что такое гемофилия?
- Что такое гной?
- Какие клетки называют фагоцитами?
- Что такое фибрин? фибриноген? иммунитет?
- антигены? антитела? интерферон? воспаление? ОРВИ? ОРЗ? и др.
П. Новая тема.
1. История возникновения вакцины.
Более 2000 тыся члет назад отец медицины Гиппократ описал почти 1 тыс. недугов, которыми страдает человек. Многие из этих болезней известные как заразные, то есть передаются от больного человека к здоровому, от животных к человеку.
В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы. От чумы опустошались города и селения. Всюду был запах трупов, жизнь замирала на улицах и площадях, можно было увидеть только могильщиков. Чума могла продолжаться 50 лет и унести 100 млн. человек. Чуму называли черной смертью. Не менее опасна была оспа, от нее погибли еще больше людей, чем от чумы. Например, в 18 веке в Западной Европе от оспы погибли 400 тыс людей Особой приметой тогда считалось: оспенные рубцы на лице.
Эпидемия холеры тоже принесла немало жертв. В России до 1917 года за 59 лет заболело 5,6 млн. людей и половина из них умерли. Причинами появления этих болезней стали микроорганизма: бактерии и вирусы. Являлись они неожиданно, тихо, без шума, нападали без предупреждения, разили без промаха и сеяли смерть.
Эпидемиология- это наука,
занимающаяся изучением распространения
массовых заболеваний. (записать)
Попав в организм человека, возбудитель сначала размножается. Это инкубационный период (скрытый), так как явных признаков заболевания пока нет. Продолжительность этого периода различная. Когда их расплодится значительное количество, происходит нарастание болезни, разгар болезни. В этот момент различают:
а) признаки организма ( головная боль, недомогание, слабость снижение работоспособности и др.)
б) борьбу организма с инфекцией ( повышение температуры, насморк,, кашель, и др).
в) различают клинические признаки ( анализ крови, мочи, измерение температуры и др.)
Иммунология- это наука, занимающаяся изучением иммунитета. (записать)
Это науа считается молодой. Хотя корни ее лежат в глубокой древности. например, китайцы, чтобы предупредить заболевание чумой, вдыхали нюхательный табак, в состав которого был добавлены высушенные и измельченные корочки оспяных струпьев.
14 мая 1796 г.Эдуард Дженнер доказал, что прививки предохраняют от заражения оспой. Он использовал метод вакцинации ( от лат. слова вакка- корова).
(рассказ учителя)
Вакцина – это препарат из ослабленных или мертвых микроорганизмов.
Прививка- это процедура введения вакцины.
Луи Пастер впервые предложил идею о том, что необходимо ослабить действие микроорганизмов, чтобы они могли вызвать заболевание лишь в легкой форме. День 6 июля 1885 года вошел в историю науки. Именно в этот день Луи Пастер привил мальчика , искусанного бешеной собакой.
Изготовление лечебной сыворотки. (рис. 48)
Лечебная сыворотка- это препарат с готовыми антителами.
- Виды иммунитета.
Иммунитет- это защитная реакция организма против вирусов и бактерий.
Это невосприимчивость организма к инфекционным агентам и чужеродным веществам,
несущим чужеродную генетическую информацию.
В защите организма особую роль
играют особые белки плазмы (антитела) из
глобулиновой фракции.
схема:
ИММУНИТЕТ естественный (природный) искусственный (приобретенный) пассивный (после лечебной сыворотки) с молоком матери (пассивный) активный(после болезни) активный(после вакцинации)
- Переливание крови:
При переливании крови необходимо учитывать:
а) группу крови
б) резус- фактор
Донор- человек, отдающий кровь или органы,
а реципиент- человек- получающий кровь, органы.
Впервые группы
крови у человека описал Ландштейнер К. (1900).
1 группа (ОО)
2 группа (АО ) 3 группа (ВО)
4 группа (АВ)
Группа крови- это наследственный фактор, в течение жизни не меняется: антигены и антитела в плазме крови остаются неизменными.
Группы крови контролируются тремя генами:
О.А.В.
Характеристика групп
крови человека по системе АВО
группа |
ген |
генотип |
агглютинины плазмы |
агглютиногены эритроцитов |
1 |
О |
ОО |
|
- |
2 |
А |
АА,АО |
|
А. |
3 |
В |
ВВ,ВО |
|
В |
4 |
АВ |
АВ |
|
А.В |
Ш. Домашнее задание, подведение итогов.