Урок 5. Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая
помощь при нарушениях органов дыхания и кровообращения
Задачи:
познакомить учащихся с возможными заболеваниями и нарушениями органов дыхания;
гигиеническими требованиями к воздушной среде и правилами дыхания; разъяснить
необходимость проветривания жилых помещений; приемы оказания первой помощи при
нарушении дыхания, показания к искусственному дыханию, последовательность
восстановления дыхания и сердечной деятельности (искусственное дыхание); сформировать
умение обосновывать гигиенические правила дыхания, навыки искусственного
дыхания; знания о вредном воздействии курения на органы дыхания; обобщить
знания школьников о взаимосвязи дыхания и кровообращения.
? Возможно ли
восстановить функции дыхания при нарушении органов дыхания и кровообращения?
Методические
рекомендации
I. Проверка
знаний учащихся о механизме вдоха и выдоха, их регуляции, изменении
интенсивности дыхания, роли углекислого газа в его регуляции. (Фронтальная
беседа или опрос; индивидуальные карточки-задания, письменная работа.)
Письменная
работа
1. Вставьте
пропущенные буквы (текст о механизме вдоха и выдоха).
2. Ответить на
вопросы:
Где находится
дыхательный центр?
Как влияет на
работу дыхательного центра изменение концентрации углекислого газа?
Откуда и какая
информация поступает в дыхательный центр?
Изменяется ли
дыхание при понижении или повышении артериального давления?
3. Задание с
выбором одного правильного ответа (См. задания рубрики «Выберите правильный
ответ» учебника.)
Примечание.
После завершения тестирования работы сдаются учителю и организуется обсуждение
заданий 1 и 2.
II. Изучение
нового материала
1. Актуализация
знаний на основе повторения материала о роли крови и кровообращения в
дыхательной функции, гемоглобина, жизненной емкости легких. (Беседа со
школьниками.)
2. Воздушная
среда жилых помещений, характерные особенности. Проветривание. (Беседа с
учащимися с учетом их знаний из прошлых курсов об условиях среды, роли зеленых
растений, влажной уборке помещений.)
3. Болезни
органов дыхания, их предупреждение. Грипп. ОРЗ. Туберкулез легких. Рак легких.
Роль флюорографии в выявлении заболеваний. Укрепление органов дыхания. (Беседа
с элементами рассказа учителя.)
4. Гигиена
органов дыхания. (Беседа о гигиенических правилах дыхания и их обоснование;
оформление в тетрадях таблицы: «Гигиена органов дыхания». Можно организовать
самостоятельную работу с текстом учебника по заполнению таблицы с дальнейшим
собеседованием или микроконференцией по обсуждению вопроса гигиены.)
5. Первая помощь
при поражении органов дыхания (инородные тела в дыхательных путях, сдавливание
грудной клетки и горла; удушье, завалы землей и пр., воспаление органов
дыхания, электротравмы и др.). Искусственное дыхание. (Рассказ учителя или
врача, практическая работа: «Искусственное дыхание и другие правила оказания
первой помощи при нарушении органов дыхания»; отработка навыков на муляжах.)
6. Связь курения
с дыханием. (Рассказ учителя или врача; сообщение учащихся.)
III. Закрепление
знаний
1.
Самостоятельная работа с текстом учебника и заполнение таблицы «Первая помощь
при поражении органов дыхания» или групповой отчет по карточкам-заданиям.
2. Вопросы для
фронтальной беседы.
Каково значение
озеленения жилых помещений и территорий городов, населенных пунктов?
В чем вредное
влияние курения на органы дыхания?
Почему в
лечебных учреждениях при остановке дыхания больному дают дышать смесью
кислорода с углекислым газом, а не чистым кислородом?
IV. Задание на
дом: подготовка к зачетному занятию по темам: «Кровь и кровообращение»,
«Дыхание».