Сайт учителя биологии Матвеевой Ирины
 Чувашия, Новочебоксарск, МОУ "СОШ № 17"
 
      
Вторник, 19.03.2024, 10:58           

Меню сайта

Форма входа

Новости

Статистика сайта
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Жизнь сайта

счетчик

Карта визитов

Посетители сайта
free counters -->

Друзья
Фотогалерея Птицы Чувашии Презентации по биологии

Кнопка моего сайта

Архив записей
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Конспект урока «Наследование группы крови» (11 класс)


Цель урока: дать понятие о группах крови человека и причинах групповых различий, о наследовании групп крови у человека и принципах решения задач на наследование групп крови.

 

Образовательная:

  • познакомить учащихся с понятием множественного аллелизма на примере групп наследования крови и принципом решения задач на множественный  аллелизм;
  • расширить знания учащихся о группах крови человека
  • формирование навыков и умений по решению генетических задач наследование группы крови.

Воспитательная:

  • Создание условий для отработки стиля публичного выступления.
  • Развитие коммуникативных способностей через посредство работы в малых группах.
  • Пропаганда  донорства как гуманной акции спасения жизни людей.

 

Развивающая:

  • Активизация мыслительной деятельности,
  •  развитие творческого мышления, речи,
  • развитие умений учащихся сравнивать, анализировать, систематизировать знания.
  • развитие интереса к предмету через получение новых знаний, умения решения генетических задач.

Методы и приемы: технология критического мышления, организация учебного процесса с использованием возможностей ИКТ/

прием «Ассоциация», прием «Допиши фразу», прием «Кластер», «Покопаемся в памяти».  «Синквейн», методы: мозговой штурм.

Оборудование:

Мультимедийная презентация, компьютер, проектор, индивидуальные листы, раздаточные карточки с задачами на наследование групп крови.

Ход урока.

I.                   Организационный момент (1 мин).

Вызов – это активное включение учащихся, актуализация  имеющихся знаний, возбуждение интереса к обсуждаемому вопросу. Это заставляет обучаемого анализировать собственные знания и начать думать о теме урока.

Слово учителя:

 Сегодня мы поговорим о наследовании групп крови у человека. У каждого на парте лежат индивидуальные «Листы учащегося». По ходу изучения нового материала вы будете заполнять эти листы.

Методы: прием «Ассоциации»,  

Кровь- это…(после некоторого раздумья, дети вслух зачитывают свои ассоциации).

 

Прием «Допиши фразу»:

«У меня  ….(?)…. группа крови. У моей мамы …..(  ?),, группа крови. У папы …(?)…группа крови».

 

Анализ соцопроса (подводится тут же, можно записать на доске)

Всего- 19 человек, из них:

 

Знают свою группу крови

Не знают свою группу крови

Знают группу крови своих родителей

 

 

 

 

Термин «группа крови» у всех на слуху. Ребята, что вы знаете о группах крови и что вы хотите узнать? Я предлагаю вам заполнить таблицу  (раздаточный материал)

Я знаю, что…

Хочу узнать…

1. бывают 4 группы крови

 

1. чем различаются группы крови

2. как определяют группу крови

3. как открыли группы крови

 

В ходе сегодняшнего урока мы ответим на поставленные вами вопросы.

Мозговой штурм «Значение знаний о группах крови»:

Ребята, ответьте на вопрос: для чего надо знать свою группу крови? Приведите, как можно больше предположений.

II.                Изучение новой темы.

 

1) История открытия групп крови

Выступление учителя.

С давних времен люди пытались применить переливание крови. Считалось, что переливание крови отважных и добрых людей делает других великодушными и храбрыми. Древние римляне и греки по предписанию врачей пили свежую кровь животных. Считали, что кровь гладиаторов — сильных людей, улучшит состояние здоровья больных и ослабленных.  

1628 г. — Английский врач Уильям Гарвей  сделал открытие о кровообращении в человеческом организме. Почти сразу после этого была предпринята первая попытка переливания крови. Папа Римский Иннокентий 8, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей. Результат был печален. Умерли и юноши и папа.

Первое удачное переливание крови от человека к человеку произвели в 1819 г. в Лондоне. английский акушер Д. Блендел применил переливание крови 10 роженицам, 5 из которых удалось спасти от смерти.

 Спустя 13 лет  успешное переливание крови проводят и в России. В 1832 году 20 апреля в больницу привозят истекающую кровью роженицу. Молодой акушер Андрей Мартынович Вольф решается на неслыханное. Он делает то, чему научился за границей и что до него никто в стране не делал. Вольф уговаривает стать донором мужа женщины, который одновременно и не доверяет доктору, и надеется. Берет у мужчины кровь и переливает роженице. И получилось! Женщина спасена.

Однако последующие четыре попытки окончились смертью больных. В 1873 г. подсчитали, что всего на земном шаре было произведено 247 переливаний, из них 176 окончились смертью.

Таким образом, переливание крови пытались применить издавна, но иногда оно сопровождалось успехом, а иногда приводило к гибели тех, кому переливали кровь.

 

2. Открытие группы крови

§         В 1901 г. немецкий ученый Карл Ландштейнер открыл три группы крови,

§         а затем  в 1904 г. чешский ученый Я. Янский открыл еще четвёртую группу крови.

§         Великое открытие Ландштейнера было в 1930 году отмечено присуждением Нобелевской премии.

§         Таким образом, все население земного шара имеет 4 разные группы крови.

 

3. Схема переливания групп крови у человека.

Прием "Покопаемся в памяти"

Техника:

Важно записать все, что придет на ум. Не имеет значения правильно ли то, что записали или нет.

После того как учащиеся записали все, что знаете по данной теме необходимо это обсудить с партнером. После того, как партнеры завершат свое обсуждение, члены группы должны поделиться своими знаниями. По мере того, как они делятся своими знаниями, учитель записывает их идеи на доске. Ответы не обсуждаются и не оцениваются.

Задание учащимся:

1. На ваших индивидуальных листах учащихся стрелками покажите верные, по вашему мнению варианты схеме переливания крови у человека.

2. Допишите фразу:

Донор- это..

Реципиент- это..

Универсальный донор..

Универсальный реципиент-…

3. Наследование групп крови.

Наследование группы крови происходит по закону Менделя.
У человека известно 4 основные группы крови. Наследование групп крови несёт характер множественного аллелизма.

Множественный аллелизм (генетический полиморфизм) - это явление, когда за развитие одного признака отвечают несколько аллельных генов.

Наследование групп крови определяется действием трех аллельных генов, обозначаемых  А. В. О. Три гена могут давать 6 разных генотипов (ОО,АО,АА,ВО,ВВ,АВ).

Комбинируясь по два, эти гены дают шесть генотипов: АА,ОО,АВ,АО,ВВ,ВО.

Ген О – рецессивный. Гены А и В доминируют над геном О, но друг друга не подавляют.

 Таблица:

группа

генотипы

1 (0)

00

2 (А)

АА или АО

3 (В)

ВВ или ВО

4 (АВ)

АВ

Записи в тетрадь:

  • Группа крови зависит от действия (3-х аллельных генов)
  • доминантные гены (А, В)
  • Рецессивный ген (0)
  • Гены А и В друг друга не подавляют
  • Три аллели формируют сколько генотипов 6 - 00; АА; АО; ВВ; ВО; АВ
  • гомозиготные генотипы (00; АА; ВВ)
  • гетерозиготные генотипы (АО; ВО; АВ)

Знание этой таблицы вам пригодится для решения задач на наследование групп крови. Тем более, что в этом году в КИМы  по биологии в часть С обязательно будут включены задачи подобного типа.

4. Решение задач.

Сегодня мы научимся решать задачи на наследование групп крови. По мере их решения мы будем заполнять таблицу. На таблице, которая приведена ниже вы сможете узнать, какая группа крови будет у вашего будущего ребенка в зависимости от группы крови родителей.

Таблица «НАСЛЕДОВАНИЕ ГРУПП КРОВИ У ЧЕЛОВЕКА»

 

Группы крови родителей

Группы крови детей

ЖЕНЩИНА

МУЖЧИНА

I (ОО)

II(АА, АО)

III(ВВ, ВО)

IV (АВ)

I

I

 

 

 

 

I

II

 

 

 

 

I

III

 

 

 

 

I

IV

 

 

 

 

П

1

 

 

 

 

II

II

 

 

 

 

II

III

 

 

 

 

II

IV

 

 

 

 

Ш

1

 

 

 

 

Ш

П

 

 

 

 

III

III

 

 

 

 

III

IV

 

 

 

 

IV

IV

 

 

 

 

Первую задачу учитель показывает сам. Затем решаем самостоятельно. Две следующие на доске. Комментируют учащиеся.

Задачи для совместной работы:

1. У мальчика I группа, у его сестры – IV. Что можно сказать о группах крови их родителей?

Решение

Генотип мальчика – j0j0, следовательно, каждый из его родителей несет ген j0.

Генотип его сестры – JAJB, значит, один из ее родителей несет ген JA, и его генотип – JAj0 (II группа), а другой родитель имеет ген JB, и его генотип JBj0 (III группа крови).

Ответ

У родителей II и III группы крови.

 

  1. У матери четвертая группа крови, а у отца третья. Какие группы крови могут быть у их детей? Рассмотрите оба случая – а) отец гомозиготен; б) отец гетерозиготен.

 

  1.  «В суде слушается дело по взысканию алиментов. Мать имеет I группу крови, дети – II, III. Может ли быть отцом детей мужчина с IV группой крови?» 

 

  1. Один из родителей имеет 3 группу крови, а ребенок 4. Какой может быть группа крови у второго родителя?

 

  1. У мальчика – 1 группа крови, а у сестры- 4. что можно сказать о группах крови их родителей?

 

 

  1. женщина с 3 группой возбудила дело о взыскании алиментов, имеющего 1 группу, утверждая, что он отец ребенка. У ребенка 1 группа. Какое решение должен вынести суд?
  2. Отец имеет третью группу крови (гетерозигота), а мать первую. Какая группа крови может быть у их детей? Рассмотрите оба случая.
  3. Может ли пара с первой группой крови иметь ребенка с четвертой группой крови? (
  4. Один из родителей имеет вторую группу крови, ребенок – четвертую. Какая группа крови может у второго родителя?
  5. Женщина имеет четвертую группу крови, муж первую, а их сын – тоже четвертую. Кому из родителей этот ребенок приходится неродным?  
  6. У матери первая группа крови с положительным резус-фактором (гетерозигота), у отца – третья (гомозигота) с отрицательным. Какими могут быть их дети по указанным признакам?

Задачи на группы крови для закрепления (самостоятельное решение)

  1. Мать имеет вторую группу крови (гомозигота), а отец первую. Какая группа крови может быть у их детей? Рассмотрите оба случая.
  2. Может ли пара с четвертой группой крови иметь ребенка с первой группой крови?
  3. Один из родителей имеет третью группу крови, ребенок – первую. Какая группа крови может быть у второго родителя?  
Copyright MyCorp © Матвеева Ираида Вячеславовна