Сайт учителя биологии Матвеевой Ирины
 Чувашия, Новочебоксарск, МОУ "СОШ № 17"
 
      
Вторник, 19.03.2024, 12:08           

Меню сайта

Форма входа

Новости

Статистика сайта
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Жизнь сайта

счетчик

Карта визитов

Посетители сайта
free counters -->

Друзья
Фотогалерея Птицы Чувашии Презентации по биологии

Кнопка моего сайта

Архив записей
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031



   ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШКОЛЬНОМ ПЕДСОВЕТЕ.

 

 

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.

РОЛЬ И МЕСТО ФИЗКУЛЬТПАУЗ НА УРОКЕ

 

Дата – 29 марта 2000 г.

 

            В своем выступлении я хотела бы представить проблемы, связанные со здоровьем школьников нашей школы, поделиться своим опытом по введению физпауз на уроках.

            В жизни человека, как в спорте, есть старт и финиш.  Со старта начинают свой бег спортсмены и стараются быстрее прибежать к финишу, стремясь достигнуть его первым. В жизни дело обстоит как раз наоборот. Взяв «старт» в момент появления на свет, человек вовсе не старается прийти к финишу первым. Наоборот, стремиться подольше бежать «по дороге жизни» и как можно позже придти к «финишу». На сколько долог будет этот путь зависит от самого человека и его отношения к своему здоровью.

            О здоровье детей должны позаботиться взрослые. Это не только родители, но и учителя тоже. Долг школы перед обществом – это сформировать всесторонне развитого молодого человека, здорового в физическом и социальном плане, готового к трудовой деятельности, плодотворному общению. Одна из обязанностей учителя – это помочь ребенку овладеть культурой движения, укрепление его здоровья, развитие двигательных навыков и умений. К сожалению, стоит признать, что школа мало уделяет внимание учеников.

            Современная жизнь школьника – занятия в школе, приготовление домашних заданий, чтение, длительный просмотр телевизора, отсутствие двигательной активности – все это располагает к малоподвижному образу жизни. Такой образ жизни не безобиден, особенно для растущего организма. Снижение обмена ведет к ожирению, понижение сопротивляемости, ослаблению скелетных мышц, костной системы, нарушению сна, накоплению усталости, развитию близорукости и т.д.

            По своей природе ребенок очень активен. В летнее время  активность ребенка 7- 10 лет  может достигать 12- 16 тыс. движений в сутки, в 14- 15 лет активность увеличивается еще на 35 %. В учебное время активность падает на 30 %. Ребенок 18 часов в сутки находится в полной или относительной неподвижности.

            Вполне понятно, что учащиеся в школе находятся в состоянии «двигательного голода» (учитель задерживает на перемене, нет подвижны игр, заранее усаживают детей для подготовки к уроку и т.д.). Прослеживается тенденция: при переходе из класса в класс двигательная активность не увеличивается, как должно быть по природе, а наоборот уменьшается. Уроки физкультуры не решают этой проблемы, так как компенсируют лишь 11 % необходимого суточного движения.

            В связи с таким положением у нас в школе наблюдается стойкая тенденция ухудшения состояния здоровья, о чем свидетельствуют данные медицинских осмотров за 1997- 1999 г.г. Вот следующие данные:

 

возраст

Костная система

Органы зрения

7 лет

11,5 %

7,1 %

1 класс

29, 4 %

18,1 %

11 класс

18 %

19- 21 %

 

Нарушения органов зрения:                  нарушения костной системы

1997 г. – 231 человек в школе              1997 г.- 162 человека

1998 г. – 375 человек                             1998 г. – 339 человека

Выявлено преобладание следующих заболеваний:

1 место- заболевания костно- мышечной системы

2 место- заболевания органов зрения

3 место – заболевания сердечно- сосудистой системы.

            Каковы причины возникновения этих заболеваний? Причины: учебные перегрузки, неправильная посадка за столом, недостаточная активность, не правильно подобранная мебель, статическая работа мышц, вынужденная поза, ношение сумки в одной руке, привычка ходить и сидеть с наклоненной головой и плечами и т.д. Но самая главная- недостаточное внимание взрослых к проблеме здоровья детей.

            Что может сделать каждый учитель для изменения сложившегося положения. Самое главное изменить свое отношение к проблеме здоровья, представьте, что это ваш ребенок и что вы можете сделать для него.  Меры не сложные и легко выполнимы, главное выполнять их регулярно, с осознанием необходимости.

            1. Физкультурные паузы в школе и дома должны стаь важной составляющей частью физкультурно - оздоровительной работы в режиме дня школьника Лучше их проводить в середине урока: в 1- 3 классах – на 15-17 минуте урока, в 4- 11 классах –на 20 минуте длительностью 2- 3 минут, с обязательным переходом из позы сидя в позу стоя. Обязательны должны быть упражнения для глаз, мозгового кровообращения и движения крови в тазовой области. Учитель не должен бояться, что потеряет время на уроке. Учитель обязательно должен выполнять эти же движения вместе с детьми, не сидеть. Он сам должен верить в необходимость таких упражнений на уроке, тогда и дети поверят и  их поймут необходимость.

            Обычно дети с удовольствием  и радостью выполняют их , далее чувствуют прилив сил для дальнейшей учебы. Я знаю, что в школе некоторые поддерживают введение таких физпауз на уроке и уже начали их проводить.

            2. Для учащихся начальных классов необходимо внедрять подвижные игры на переменах после третьего урока. В этом случае работоспособность повысится в 3- 4,5 раза, чем в тех случаях, когда их проводят после первого урока.

            3.На уроках чаще менять виды деятельности. Зрительная  работа не должна превышать 15- 20 минут. Затем переключать внимание на другие виды ( перессказ.  и т.д.).

            4. Учитель должен следить за посадкой детей, чаще напоминать им об этом, объяснять вред неправильной посадки.

            5. При расстановки мебели в кабинете необходимо учитывать, что расстояние между доской и первой партой составляет 2- 2,5 м, что обеспечивает определенный угол просматривания в30 градусов. Расстояние между партами 50 см., отодвинуть парты от окна на 30-50 см., так как сидящие около батарей  испытывают повышение температуры, учащение дыхания и повышение респираторных заболеваний.

            6.Для предупреждения инфекционных заболеваний и улучшения кровоснабжения необходимо на переменах обеспечивать сквозное проветривание .

            7. Если учащиеся учатся по 6- дневке и мало времени на отдых, необходимо устанавливать объем домашних заданий с учетом их сложности, объема, возраста, возможностей детей. Часто бывает, что учитель, не успел объяснить тему до конца или с целью показать значимость только своего предмета задает много заданий. Увеличение нагрузки еще и дома приводит к переутомлению, сокращению длительности сна и отдыха, уменьшению прогулок. Общая продолжительность учебной нагрузки ( включая уроки в школе и дома) должны составлять: 2 класс- 3,5 часа, 3-4 класс- 4,5 часов, 5-6 класс- 7-9 часов, 10-11 класс- 8 часов. Превышение .тих норм обязательно сказывается на здоровье школьника.

            Эти несложные меры мы все можем выполнить. Только участие каждого учителя поможет изменить положение во всей школе. Помните, что в ваших уроках здоровье детей.

Copyright MyCorp © Матвеева Ираида Вячеславовна