– раскрывать роль выделения продуктов обмена веществ из организма;
особенности строения выделительной системы, показывать локализацию органов
выделения;
– характеризовать функции органов выделения, процесс образования мочи;
– объяснять, почему заболевания почек серьезно сказываются на здоровье
человека; необходимость соблюдения гигиены почек; почему злоупотребление острой
пищей, алкоголем приводит к поражению почек.
Учащиеся могут:
– раскрывать понятия: первичная моча и вторичная моча;
– рассказывать о микроскопическом строении почки, двойной фильтрации крови в
почечных канальцах, образовании в них мочи.
Урок 1. Выделение. Строение и работа
почек
Задачи: сформировать знания о строении мочевыделительной системы;
раскрыть особенности внешнего строения и локализации почек в организме;
установить взаимосвязь строения почек с выполняемой ими функцией; воспитывать
сознательное отношение к своему здоровью, соблюдению правил личной гигиены.
Оборудование: таблицы: «Эволюция органов выделения», «Органы
выделения человека», «Вред алкоголя»; фильм «Строение и работа почек»; модели почки,
препараты (желатинированные); микроскопы и микропрепараты.
? Какие особенности строения
мочевыделительной системы обеспечивают избирательное выведение из организма
продуктов обмена веществ?
Методические рекомендации
I. Изучение нового материала
1. Актуализация знаний о выделительной системе хордовых животных, ее
эволюции. (Беседа с учащимися с использованием таблиц.)
2. Органы выделения. Строение мочевыделительной системы. (Беседа об органах,
участвующих в выведении продуктов распада: коже, органах дыхания,
мочевыделительной системе.)
Самостоятельная работа с текстом на с. 229, абзацы 1–2 о внешнем строении
мочевыделительной системы, расположении почек и других органов в организме
человека. Заполнение таблицы.
3. Строение почек. (Самостоятельная работа с текстом учебника, рисунками;
практическая работа: «Внутреннее и микроскопическое строение почек».)
Нефрон – структурная и функциональная единица почки. (Беседа с элементами
рассказа по итогам самостоятельной и практической работы с использованием
таблиц, муляжей, препаратов.)
Проблема: «Почему почки называют биологическим фильтром»?
Образование мочи. (Рассказ учителя с демонстрацией диафильма или видеофильм
«Органы выделения». Беседа с учащимися по проблеме.)
5. Различия первичной, вторичной мочи и крови. (Беседа с учащимися,
заполнение таблицы.
6. Основные принципы работы почки. (Беседа с формулировкой принципов работы
почки, основанных на строении нефрона: фильтрация плазмы крови в полость
почечной полости и канальца; разделение веществ: нужные организму вещества
всасываются обратно в кровь, а вещества подлежащие удалению, остаются в
канальце и, фильтруясь, выводятся со вторичной мочой.)
7. Роль мочеточников, мочевого пузыря. Регуляция их деятельности. (Рассказ
учителя.)
III. Закрепление знаний учащихся о строении и работе органов
выделения.
1. Ответить на вопросы рубрик: «Подумайте» и «Проверьте свои знания».
2. Указать, какие из перечисленных ниже веществ возвращаются, всасываясь,
обратно в кровь, а какие остаются в канальце (избыток воды, NaCl, глюкоза, мочевина,
аминокислоты, соли аммония.)
3. Как моча выводится из организма?
4. Записать выводы в тетрадях.
IV. Задание на дом: выучить материал учебника на с. 228–230, ответить
на вопросы, записать в словарик новые термины с их определениями. Составить
план ответов на вопросы: «Строение и значение органов выделения», «Образование
мочи».
Урок 2. Профилактика заболеваний
почек
Задачи: объяснить влияние заболевания почек на здоровье человека;
раскрыть роль гигиены питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек
(алкоголя) на функционирование органов выделения и организма в целом.
Оборудование: см. урок 1.
? Как предупредить заболевания почек?
Методические рекомендации
I. Проверка знаний
1. Устный опрос, задания рубрик: «Подумайте», «Проверьте свои знания» (в
парах, группах и т.д.).
2. Тестирование «Какие утверждения верны?»
3. Рассказать о строении и значении органов выделения (по плану).
4. Нефрон почки и его функции.
5. Образование мочи (по плану).
II. Изучение нового материала
1. Роль водного и солевого обмена в организме, значение почек в поддержании
постоянства внутренней среды. (Рассказ с элементами беседы.)
2. Питьевой режим. Правила потребления воды в условиях жаркой погоды.
(Рассказ учителя.)
3. Гигиеническая оценка питьевой воды, использование воды в полевых
условиях. (Рассказ с элементами беседы.)
4. Инфекционные заболевания почек. (Беседа школьного врача или рассказ
учителя.)
5. Нарушения в питании и диеты. Употребление алкоголя. (Рассказ-беседа с
использованием таблиц.)