Сайт учителя биологии Матвеевой Ирины
 Чувашия, Новочебоксарск, МОУ "СОШ № 17"
 
      
Вторник, 19.03.2024, 07:43           

Меню сайта

Форма входа

Новости

Статистика сайта
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Жизнь сайта

счетчик

Карта визитов

Посетители сайта
free counters -->

Друзья
Фотогалерея Птицы Чувашии Презентации по биологии

Кнопка моего сайта

Архив записей
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Выступление  Матвеевой И.В.

на городском семинаре директоров школ г.Новочебоксарска

«ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЮ"


9 апреля 2004 г

 

дата –22 февраля 2005 г. на городском семинаре учителей начальных классов.

 

Цель: познакомить гостей школы с практической деятельностью школы в проекте Евросоюза «Обучение здоровью в общеобразовательных учреждениях РФ», познакомить с интерактивными методами в области обучения здоровью и методикой обучения здоровью.

 

1. О целях проекта , путях его реализации в   регионе. (рассказ о проекте).

 

 Традиционно считается, что основная задача школы – это образование. Мы обучаем в школе математике, физике, биологии и другим предметам. Но, когда дети выходят из стен школы, они теряются и выясняется , что их не научили главному- навыкам жить в этой жизни. эффективному общению, самостоятельно решать проблемы, справляться с отрицательными эмоциями, адекватно вести себя в стрессовых ситуациях , сказать «нет», уметь отказывать, быть успешными в учебе и работе, в жизни.

Из-за не сформированности  этих жизненно-важных навыков  молодые люди могут иметь низкую самооценку, неуверенность в себе, не могут  найти себя в обществе, в семье. И как следствии из-за нереализованных возможностей и потребностей разрушается психическое и физическое здоровье.

Участие в проекте  помогло нашим педагогам и администрации понять, что детей нужно учить здоровью. легко следует отметить, что  под здоровьем чаще всего понимают  только его физический  компонент, например, отсутствие болезней . Поэтому оздоровление детей в школах начинают чаще всего с увеличения двигательной активности , проведения Дней здоровья, увеличения числа спортивных секций и кружков. Действительно, именно здесь можно быстро увидеть результаты: это и  достижения в физкультуре и спорте или улучшение физического состояния здоровья учащихся по результатам медосмотров. Обучение в проекте помогло нам  понять, что психическое и социальное здоровье ребенка не менее, а порой даже более важно.  Согласитесь, что умение ребенка правильно выражать свои эмоции, эффективно общаться среди своих сверстников или взрослых может даже повлиять на улучшение физического состояния организма. Поэтому в обучении здоровью мы пошли по пути формирования у ребенка  поведенческих навыков, которые помогут ему социально адаптироваться. Мы понимаем, что  результаты здесь не будут быстрыми  и легко измеряемыми.

           Главная задача этого проекта – это сформировать у ребенка уже  в школе поведенческие жизненно-необходимые навыки  , которые помогут  ему  продуктивно взаимодействовать  с окружающей средой, т.е. друзьями, школой, родителями, учителями и т.д., помогут сформировать ответственное отношение к своему здоровью и быть здоровыми в физическом, социальном и психическом плане.

            Школа, содействующая здоровью должна осуществлять свою деятельность на трех уровнях:  школьная среда, обучающие программы, родители и сообщество.

            Дети учатся не только на уроках, но и благодаря «скрытому» обучению – через наблюдение руководства школой, взаимоотношения сотрудников, между учителями и учащимися, через обычаи и традиции школы, через внешний вид школьной обстановки, наблюдая за старшеклассниками и учителями в качестве ролевых моделей. И если тол, чему учат в классе не совпадает с тем, что происходит вокруг , то информация, получаемая на уроке будет выхолощенной и потеряет свою значимость. Так что школьная среда может существенно повлиять на формирование у ребенка знаний и навыков в области здоровья. Например, привлекательное  школьное окружение может положительно воздействовать на благополучие учащихся и способствовать  возникновению  у них ощущения, что о них заботятся.

            Существуют несколько моделей обучения здоровью. Расскажу о двух.

 

1.      Традиционная модель обучения здоровью. 

 

            Это авторитарный стиль поведения учителя по  отношению к ребенку. Расположение детей в классе способствует этому. Дети сидят так, что не видят друг друга, не видят глаз, выражений эмоций. Каждый имеет возможность  заниматься своим делом, большинство пассивно слушают, легко выпадают из активного процесса обучения, особенно последние ряды.

Учитель 70 % времени говорит сам, ожидает правильные ответы и не доволен, если ответ ученика не совпадает с ожидаемым, учитель поощряет лишь тех, кто быстрее, активнее дал ответ, не замечает или ругает тех, кто реагирует медленнее. Использует такие традиционные методы, как лекция (дает 5 % запоминания), чтение (10%), наглядные пособия (30 %), аудио-визуальные средства (20%).

 

2.      Модель «Обучение в группе».

 

            Расположение другое: дети сидят в кругу и хорошо видят глаза своих одноклассников, здесь не спрячешься, не займешься своим делом. Здесь идет активное общение и взаимодействие. Работа в такой группе помогает сформировать навыки  позитивного общения, самостоятельного принятия решения, формирование собственного «я» в обществе, адекватной самооценки.

            Учитель на таком занятии активен 25 % времени . Он лишь направляет, организует групповую работу, следит за выполнением правил группы, создает положительную психологическую  атмосферу, дает новую информацию. При этом использует новые интерактивные методы, такие как мозговой штурм, ролевая игра, дискуссия, энергизаторы. Такие методы  эффективнее традиционных. Так, например, если учащиеся работают в группе, то запоминание составляет  50 %, а если ребенок в процессе ролевой игры разыгрывает определенную модель поведения, то запоминание составляет 70 %, а в роли обучающего – эффективность составляет 90 %.

            У нас в школе эта модель обучения здоровью используется в форме профилактического тренинга на внеклассных занятиях. Сегодня у вас будет возможность увидеть применение некоторых интерактивных методов на уроках и тренингах. Такие занятия направлены на первичную профилактику, т.е.  предупреждение. Задача общеобразовательной школы не ставится лечение и исправление нарушений, но мы вполне можем предупредить развитие  … к ПАВ, сформировать навыки  поведения и  определенные установки в области здоровья. Например, навык категорического и уверенного отказа от применения психоактивных веществ формируется  сначала в ролевой игре, а потом учащемуся будет легче повторить то же самое и в жизни.

 

            Метод «Мозговой штурм».

            Это хороший метод включения в работу всех членов группы, позволяет выслушать мнение каждого,  быстро генерировать множество идей. Каждый имеет возможность высказать свое мнение, что конечно повышает самооценку , тем более об этом говорить и основные правила работы группы: «Не критикуй! Не выноси информацию из группы! Здесь и сегодня!» Задается тема, формируется вопрос, дается время для обсуждения и каждый высказывает свое мнение по кругу. Выполняются основные правила проведения мозгового штурма:

-      не повторяться

-     чем больше список идей, тем лучше

-     идеи не оценивать и не критиковать

-     разрабатывая проблему, расширяй и углубляй ее.

Метод «Групповая дискуссия».

Дискуссия возникает, когда каждый участник высказывает свое мнение по той или иной теме. на основании своих знаний и опыта. Важно, чтобы мнения были высказанные в ходе дискуссии не критикуются и не оцениваются.

Преимущества:

-     позволяет увидеть проблему со всех сторон

-     личные точки зрения участников

-     повысить интерес к проблеме.

 

Метод «Энергизаторы».

На протяжении любой совместной деятельности и тренинга группа испытывает снижение энергии, дети устают. Поэтому необходимы такие короткие небольшие упражнения, которые позволяют восстановить и мобилизовать энергию группы. Иногда они могут нести определенный смысл, а часто можно использовать и вместо физпауз. Они снимают физическое и психическое напряжение, помогают получить удовольствие от учебы, сплачивают в игре коллектив.

Copyright MyCorp © Матвеева Ираида Вячеславовна