Урок 5«ОНТОГЕНЕЗ - ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ОРГАНИЗМА» (11 класс)
Цель урока:
Формирование представлений об этапах индивидуального
развития организмов, основных этапах эмбриогенеза, производных зародышевых
листков, типах постэмбрионального развития.
Оборудование:
Таблицы по общей биологии.
План урока:
Повторение темы «Оплодотворение в
природе», «Двойное оплодотворение у цветковых растений» (устный опрос,
работа по карточкам, тестирование).
Новая тема:
Онтогенез
и его этапы.
Эмбриогенез
хордовых на примере ланцетника.
Образование
тканей и органов из зародышевых листков.
Постэмбриональное
развитие.
Закрепление.
Ход урока:
1.Повторение.
1.Стадии
и значение оплодотворения (устный опрос)
2.Строение
цветка. Двойное оплодотворение у цветковых растений.
3.Тестирование.
2. Новая тема:
(рассказать по
таблице, нарисовать схему, все записать в тетради).
1. Онтогенез- это
индивидуальное развитие организма от момента образования зиготы до смерти. Его
делят на два этапа: 1. эмбриональный
- от зарождения до рождения. Рождение – это выход зародыша из утробы или
яйцевых оболочек.
2. Постэмбриональный- от
рождения до смерти. Смерть- это прекращение всех жизненных процессов.
2. Изучим эмбриональный
период хордовых - эмбриогенез на примере ланцетника.
Рассказ по таблице:
Ланцетник- примитивное хордовое животное. По форме
напоминает хирургический инструмент – ланцет. Обитает в теплых морских водах.
Закапывается в песок, вытащив передний конец тела с ротовым отверстием наружу.
Являетсяживой переходной формой между
позвоночными и беспозвоночными. Одно из немногих хордовых, у которых хорда- эластичный тяж на спинной стороне
сохраняется всю жизнь.
ВСЕ ПОД запись:
1 этап эмбриогенеза- дробление
С момента оплодотворения образуется зигота. Затем она начинает делиться путем митоза, но мелкие клетки не расходятся, как обычно. Этот
процесс называется дробление-
последовательный ряд митотических делений зиготы, в результате которых
образуется бластула. Бластула- это
однослойный зародыш. Он состоит из:
А) бластомеров-
это мелкие клетки, образовавшиеся в результате дробления.
Б) бластоцель-
первичная полость тела, заполненная жидкостью.
Зиготабластулабластомеры
Бластоцель
2 этап- гаструляция.
Гаструляция- это образование зародышевых листков. В
результате интенсивного деления отдельных клеток происходит перемещение-
впячивание одной стенки бластулы во внутрь бластоцеля. В результате образуется
двухслойный зародыш, а затем и трехслойный- гаструла. Так образуются зародышевые
листки: эктодерма- наружный слой, энтодерма
– внутренний, мезодерма- средний.
При образовании мезодермы образуется вторичная полость – целом.
3 этап- гистогенез-
образование тканей и органогенез- образование органов.
нейруляция-
образование комплексаосевых органов (
нервная трубка, хорда, кишечная трубка). Зародыш на стадии нейруляции
называется нейрула.
Из эктодермы на спинной стороне образуется нервная
пластинка, ее края приподнимаются и утолщаются, края смыкаются и образуется нервная трубка. Из эктодермы так же
образуются кожа, волосы, ногти, когти, органы зрения, слуха,обоняния, эмаль зубов.
Из мезодермы:
Все соединительные ткани, скелет, кровь, кровеносная и
лимфатическая система, половая система, мускулатура.
Из энтодермы:
Пищеварительная система ( железы, печень, желудок,
кишечник), органы дыхания, щитовидная железа.
На развитиеэмбрионамогут оказывать
влияниеразличные мутагены: алкоголь,
никотин, наркотики, лекарства. Например, использование снотворного талидомида в
Западной Европе в 50- годы привел к рождению нескольких тысяч уродов от
матерей, которые принимали снотворное.
Недостаток витамина В может стать причинойряда морфологических уродств и внутренних
органов (сердца, печени). Избыток некоторых гормонов может стать причинойаномалией развития.
3Постэмбриональный период.
Различают два основных типа постэмбрионального развития.
Прямое, при
которомрожденная особь имеет такое же
строение, как и взрослый организм и отличается лишь меньшими размерами.
(тараканы, человек, млекопитающие, птицы, клопы).
Различают а) неличиночный (яйцекладный) тип, при котором
зародыш развивается внутри яйца (рыбы, птицы) и б) внутриутробный тип, при
котором зародыш развивается внутри организма матери.
Непрямое, при
котором личинка сильно отличается от взрослой особи оп строению, образу жизни,
питанию, передвижению, не способны к размножению. ( земноводные, жуки,
чешуекрылые, мухи, пчелы)