Сайт учителя биологии Матвеевой Ирины
 Чувашия, Новочебоксарск, МОУ "СОШ № 17"
 
      
Вторник, 19.03.2024, 06:06           

Меню сайта

Форма входа

Новости

Статистика сайта
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Жизнь сайта

счетчик

Карта визитов

Посетители сайта
free counters -->

Друзья
Фотогалерея Птицы Чувашии Презентации по биологии

Кнопка моего сайта

Архив записей
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Урок  5«ОНТОГЕНЕЗ - ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА» (11 класс)

 

Цель урока:

Формирование представлений об этапах индивидуального развития организмов, основных этапах эмбриогенеза, производных зародышевых листков, типах постэмбрионального развития.

 

Оборудование:

Таблицы по общей биологии.

План урока:

  1. Повторение темы «Оплодотворение в природе», «Двойное оплодотворение у цветковых растений» (устный опрос, работа по карточкам, тестирование).
  2. Новая тема:
    1. Онтогенез и его этапы.
    2. Эмбриогенез хордовых на примере ланцетника.
    3. Образование тканей и органов из зародышевых листков.
    4. Постэмбриональное развитие.
  3. Закрепление.

 

Ход урока:

 

1.Повторение.

1.      Стадии и значение оплодотворения (устный опрос)

2.      Строение цветка. Двойное оплодотворение у цветковых растений.

3.      Тестирование.

 

2. Новая тема:

(рассказать по таблице, нарисовать схему, все записать в тетради).

1. Онтогенез- это индивидуальное развитие организма от момента образования зиготы до смерти. Его делят на два этапа: 1. эмбриональный - от зарождения до рождения. Рождение – это выход зародыша из утробы или яйцевых оболочек.

                                                      2. Постэмбриональный- от рождения до смерти. Смерть- это прекращение всех жизненных процессов.

СХЕМА НА ДОСКЕ:

 

Зигота                                 рождение                                                                        смерть

.------------------------------------!-----------------------------------------------------------------------.

Эмбриональный период                                 постэмбриональный

 

                            О Н ТО Г Е Н Е З

 

2. Изучим эмбриональный период хордовых - эмбриогенез на примере ланцетника.

Рассказ по таблице:

Ланцетник- примитивное хордовое животное. По форме напоминает хирургический инструмент – ланцет. Обитает в теплых морских водах. Закапывается в песок, вытащив передний конец тела с ротовым отверстием наружу. Является  живой переходной формой между позвоночными и беспозвоночными. Одно из немногих хордовых, у которых хорда- эластичный тяж на спинной стороне сохраняется всю жизнь.

            ВСЕ ПОД запись:

 1 этап эмбриогенеза- дробление

С момента оплодотворения образуется зигота. Затем она начинает делиться путем митоза, но мелкие клетки не расходятся, как обычно. Этот процесс называется дробление- последовательный ряд митотических делений зиготы, в результате которых образуется бластула. Бластула- это однослойный зародыш. Он состоит из:

А) бластомеров- это мелкие клетки, образовавшиеся в результате дробления.

Б) бластоцель- первичная полость тела, заполненная жидкостью.

 

 

 

Зигота       бластула                    бластомеры

                                                      Бластоцель

 

   

2 этап- гаструляция.

Гаструляция- это образование зародышевых листков. В результате интенсивного деления отдельных клеток происходит перемещение- впячивание одной стенки бластулы во внутрь бластоцеля. В результате образуется двухслойный зародыш, а затем и трехслойный- гаструла. Так образуются зародышевые листки: эктодерма- наружный слой, энтодерма – внутренний, мезодерма- средний. При образовании мезодермы образуется вторичная полость – целом.

 

3 этап- гистогенез- образование тканей и органогенез- образование органов.

нейруляция- образование комплекса  осевых органов ( нервная трубка, хорда, кишечная трубка). Зародыш на стадии нейруляции называется нейрула.

 Из эктодермы на спинной стороне образуется нервная пластинка, ее края приподнимаются и утолщаются, края смыкаются и образуется нервная трубка. Из эктодермы так же образуются кожа, волосы, ногти, когти, органы зрения, слуха,  обоняния, эмаль зубов.

 Из мезодермы:

Все соединительные ткани, скелет, кровь, кровеносная и лимфатическая система, половая система, мускулатура.

Из энтодермы:

Пищеварительная система ( железы, печень, желудок, кишечник), органы дыхания, щитовидная железа.

На развитие  эмбриона  могут оказывать влияние  различные мутагены: алкоголь, никотин, наркотики, лекарства. Например, использование снотворного талидомида в Западной Европе в 50- годы привел к рождению нескольких тысяч уродов от матерей, которые принимали снотворное.

Недостаток витамина В может стать причиной  ряда морфологических уродств и внутренних органов (сердца, печени). Избыток некоторых гормонов может стать причиной  аномалией развития.

3Постэмбриональный период.

Различают два основных типа постэмбрионального развития.

Прямое, при котором  рожденная особь имеет такое же строение, как и взрослый организм и отличается лишь меньшими размерами. (тараканы, человек, млекопитающие, птицы, клопы).

 

Различают а) неличиночный (яйцекладный) тип, при котором зародыш развивается внутри яйца (рыбы, птицы) и б) внутриутробный тип, при котором зародыш развивается внутри организма матери.

Непрямое, при котором личинка сильно отличается от взрослой особи оп строению, образу жизни, питанию, передвижению, не способны к размножению. ( земноводные, жуки, чешуекрылые, мухи, пчелы)

Закрепление.

Copyright MyCorp © Матвеева Ираида Вячеславовна