Задача: разъяснить процесс регуляции дыхательных
движений.
Оборудование: см. урок 3.
? Как регулируется чередование вдоха и выдоха?
Методические рекомендации
I. Проверка знаний о дыхательной системе, строении и
функциях ее органов, механизме вдоха и выдоха, регуляции этих процессов.
(Биологический диктант или тестовый контроль, работа с заданиями рубрик текста
учебника на с. 193–194.)
II. Изучение нового материала
1. Изменение частоты и глубины дыхательных движений. (Беседа
с учащимися по результатам самонаблюдений домашнего задания.)
2. Дыхательный центр продолговатого мозга. (Рассказ учителя
с элементами беседы.)
3. Дыхательные рефлексы. (Рассказ с элементами беседы или
самостоятельная поисковая работа с текстом учебника.)
Поисковое задание: «Почему мы начинаем кашлять и чихать при
попадании инородных частиц в дыхательные пути?» (с. 188). Объясните задержку
дыхания при действии резких запахов (нашатырь и др.), холодной воды на тело
человека. Беседа по поисковому заданию.
4. Гуморальная регуляция. Зависимость интенсивности дыхания
от различных факторов.
III. Закрепление знаний о нервной и гуморальной
регуляции дыхания.
1. Взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции дыхания.
Механизм вдоха и выдоха. (Беседа с учащимися с привлечением видеоматериалов.)
Вопросы
Чем
объяснить чередование вдоха и выдоха в течение всей жизни?
Каково
влияние CO2 на дыхательный центр?
IV. Задание на дом: изучить материал учебника о
дыхательных движениях, их регуляции; подготовить сообщения о болезнях органов
дыхания.