Сайт учителя биологии Матвеевой Ирины
 Чувашия, Новочебоксарск, МОУ "СОШ № 17"
 
      
Суббота, 27.04.2024, 11:31           

Меню сайта

Форма входа

Новости

Статистика сайта
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Жизнь сайта

счетчик

Карта визитов

Посетители сайта
free counters -->

Друзья
Фотогалерея Птицы Чувашии Презентации по биологии

Кнопка моего сайта

Архив записей
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Урок: Отряд Приматы


1. Актуализация опорных знаний

Повторение признаков класса Млекопитающие и подкласса Плацентарные, понятия систематического родства живых организмов (фронтально и в парах постоянного состава, – Приложение 1).

2. Мотивация деятельности учащихся

На доске – высказывание Винсона Брауна: «...накопление знаний подобно росту дерева...»

Учитель. Вот и сегодня мощный ствол биологических знаний каждого из вас прирастет новой веточкой сведений о совершенно удивительной группе животных – о приматах.

3. Подготовка к изучению новой темы

Совместная расшифровка новых терминов: примат, приматология. Дети приводят примеры известных им слов с корнем «прима» (примадонна, прима-балерина, прима – первый музыкальный интервал). Использование логического приема отыскания, известного из маскирующих его новых конкретных условий.

Учитель. Итак, «приматы» – значит «первые». В каком смысле первые? Почему все прочие – вторые-пятые-десятые? Это мы сегодня и выясним. Выясним, какие морфологические, анатомические, этологические особенности этих животных дают нам основание называть их приматами.
Кроме обезьян и полуобезьян к приматам относится и человек. Это обстоятельство интересно потому, что, говоря о морфологических признаках приматов, легко представить и показать их на себе. И это будет биологически корректно.

4. Изучение новой темы

Учитель обращает внимание детей на доску, где под названием темы написано:

1. Рука–
2. Глаза–
3. Головной мозг–
(Вся остальная информация прикрыта).

Ученикам предлагается рассмотреть таблицы и рисунки и обсудить в парах постоянного состава, что отличает переднюю конечность, глаза и мозг приматов от соответствующих органов других млекопитающих. Выслушав мнения детей, учитель открывает следующую часть информации на доске:

(рука) – хватательная, пятипалая, пальцы 4+1, подвижно соединенные, кисть с предплечьем, развитая ключица;
(глаза) расположены на лицевой стороне черепа;
головной мозг высокоразвитый, с большей по площади, чем у других млекопитающих, корой больших полушарий.

Учитель. Почему такое строение руки, глаз и мозга может определить первенство приматов в органическом мире?
Дети пытаются ответить на вопрос, работая в ППС. Выслушав мнения детей, учитель открывает продолжение записей на доске:

(рука) обеспечивает недоступные другим животным возможности: схватывать предметы, образовывать горсть, совершать широкие движения в разных плоскостях, т.е. рука – совершенный рычаг и манипулятор;
(глаза) зрение объемное, стереоскопическое;
(головной мозг) этот показатель важен, учитывая, что мозг – мыслящий субстрат.

Учитель. Весь комплекс рука-глаза-мозг является фундаментальной предпосылкой способности к труду. Приматы широко используют различные предметы для достижения своих целей. О том, что высоко висящий в клетке банан обезьяна достает, поставив друг на друга ящики и используя палку, знают все. А вот менее известные факты: обезьяны мнут руками листья и этой «губкой» извлекают дождевую воду из углубления дерева, куда добраться языком невозможно. Обезьяны прикасаются палочкой к тому, к чему не хотели бы притронуться рукой. С помощью шеста преодолевают водоем, травой очищают тело от грязи.

Далее учитель обращает внимание детей на текст параграфа в учебнике «Отряд Приматы» и просит найти в нем дополнительные характеристики отряда приматов (наличие ногтей и одной пары молочных желез). Учитель. Ряд видов обезьян, систематически наиболее близких к человеку, называют человекобразными, или антропоидами. Закрепление нового термина с использованием логических приемов анализа и синтеза: антропология, антропоцентризм, антропометрия.
Учитель дает задание: прочитать текст в учебнике, найти признаки сходства африканских антропоидов и человека (широкое голое лицо, небольшие ушные раковины, умение вытягивать губы, отсутствие хвоста, активное использование орудий, богатая мимика) и выписать их в тетрадь.
Далее учитель демонстрирует изображения лица приматов с выражением удивления, внимания, радости. Дети безошибочно определяют мимику. Вывод: приматы – эмоционально богаты и в этом смысле тоже первые.

Учитель. Люди, обезьяны – мы очень похожи. На любого человека большое впечатление производит прикосновение обезьян друг к другу руками (рукопожатие), губами (поцелуй). Лакомый кусочек обезьяны выпрашивают протянутой рукой ладонью вверх, ковыряют палочкой в ушах, зубах... Обезьяны – единственные животные, способные, как и человек, к преднамеренному обману.
Далее учитель предлагает зарисовку из жизни павианов (Приложение 3). Ребята должны определить, какие особенности поведения отражают приведенные факты (жесткие иерархические отношения, способность к преднамеренному обману). Вывод: сложное поведение приматов – еще одно подтверждение того, что они «первые».

Закрепление:

Учитель. Какие особенности морфологии и этиологии обезьян дают основания назвать их приматами?

Предполагаемый ответ одного из учеников по схеме: рука-глаза-мозг --> орудийная деятельность, мимика, преднамеренный обман.
Учитель. Где-то в Заире бродят последние из уцелевших в природе 150 карликовых шимпанзе. Где-то на границе Уганды и Руанды осталось в живых всего 300 горилл. В тропических лесах разных континентов вымирают лори, игрунки, колобусы, тамарины, индри, тупайи, долгопяты. Вымирают и другие животные. Но в случае с приматами, человек испытывает не только чувство вины и жалость, как ко всем зависящим от нас существам... Ведь они – ближайшие наши родственники, живой привет нам из нашего эволюционного прошлого. Кто спасет их? Мы – люди!
Возможный, но не обязательный элемент завершающей части урока – философский. Обсуждение феномена «чуть-чуть» (Приложение 4) способствует развитию умения экстраполировать знания на новую плоскость, сводить разрозненные факты вместе и получать целостную картину.

Домашнее задание: параграф «Приматы» в учебнике; осмысление и комментарий записей в тетради; заполнение таблицы. Необязательная часть: привести примеры из истории, географии, языка, химии, иллюстрирующие философский феномен «чуть-чуть

Павианы

Мартышки
(эта часть таблицы заполняется дома)

1. Живут на земле в саванне

2. Открытые, хорошо просматриваемые пространства

3. Один вожак с безграничной властью управляет стадом

4. При поиске пищи и защите полагаются на верховную впасть

5. Территория метится одним вожаком

6. Жестко регламентированная иерархия

1. Живут на деревьях в лесу

2. Плохо просматриваемое вдаль пространство

3. Несколько сильных особей управляют отношениями в группах

4. Полагаются на себя и лидера группы

5. Локальные участки метятся лидерами групп

6. Демократическая иерархия

Copyright MyCorp © Матвеева Ираида Вячеславовна