«ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙВ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ»
Много лет назад проблема
здоровья учащихся для меня, как учителя биологии, стала очень актуальной.Началось это с момента, когдая познакомилась с результатами медосмотров в
своей школе. Цифрыпоразили меня. Я
впервые для себя открыла, что эта проблема реально существует, и нигде-то там
далеко, а конкретно в нашей школе. Это заставило меня задуматься, как можно
изменить сложившуюся ситуацию, что может сделать каждый учитель на своем
рабочем по сохранению и укреплению здоровья детей.Проблема здоровья детей так менязатронула, что я не могла оставаться
равнодушной. Именно поэтому вся моя дальнейшая практическаядеятельность в школе была направленана изменение отношения учителей, родителей и
детей к этой проблеме, формированиенавыков поведения у детей здорового образа жизни. Все, происходящее в
школе, так или иначе имеет непосредственное отношение к здоровью детей:это характер и условия обучения, уровень педагогической
культуры учителя, содержание и дозировкадомашних заданий. Я уверена, что каждый учитель может реально много
сделать для изменения существующего положения. Главное, понимать значимость
проблемы, верить в свои возможности, регулярно, последовательно следоватьвыбранному направлению, и тогда у Вас все
получится.
На
уроках биологии с детьми мы начали вестидневники здоровья . В дневниконивносят данные, связанные с
изменениями роста, веса, объема грудной клетки, продолжительности физического и
умственного труда и т.д. Такая практическая деятельность помогла многимучащимся по-новому посмотреть на себя,оценить свое здоровье,научила снимать антропометрические данные,
следить за своим самочувствием, формировать собственный образ жизни. Сравнительный
анализ результатовза 9 и 10 классы
позволил сделать наблюдения, что у мальчиков за это периодрост изменился в среднем с 172 см до 177 см, масса тела- с 57 кг до 61 кг, объем бицепсов-с 27 см до 30 см, объем грудной клетки изменился с 84 см до 87 см. Средний показатель
веса у девочек изменился с 45
кг до 49
кг, рост – со 159 см до 162 см, объем грудной клетки
– с 82 см
до 86 см.
В
настоящее время болезненное значение приобретает проблема полового воспитания
детей. В системе образования была попытка ввести предмет «Этика и психология
семейной жизни», но предварительно не быланалажена подготовка специалистов, учебников, поэтомуновый предмет скоро исчезиз школьного расписания. Но потребность в
формировании основ полового воспитания есть. Я могу судить это и по своей
деятельности. Проводимое длядевочек и
мальчиков 7 классовзанятие «Изменения»
имеет большой интерес. Тем более, чтородители ичасто учителя боятся
говорить на эту тему. Проведенная среди учащихся 9-х классов диагностика
помогла выяснить, что 60 % родителей не ведутбесед с детьми натему
половогоразвития, 96 %учащихся неделятся своими проблемамисо
своими родителями, и в то же время 13,8 % детей признались, чтоуже в 13-14 лет имели половую связь.Тема полового воспитания, несомненно,очень важная , так каконаявляется частью общей мотивации здорового образа жизни.
Хотелось
бы поделитьсяопытом работы в области
профилактики куренияв школе. Проблема
курения среди подростков очень актуальна, так как эта вредная привычканачинает формироваться именно в школьном
возрасте. В моем опыте работы с учащимися 7-х классов есть организация
творческих проектов «Письмо курильщику». В обращении к курящим людям дети
рассказывают о вреде курения для самого курильщика и для окружающих, пытаются
убедить бросить эту пагубную привычку. Среди таких писем часто можно найти даже
стихи, басни, лозунги. В школе № 17 на протяжении четырех лет с 2000 по 2004
годымноюпроводится мониторинг табакокурения среди
учащихся 6-11 классов. Ежегодно проводитсяанонимныйсоциологический опрос
по вопросам:
В каком возрасте ты впервые попробовал курить?
Какие у тебя были ощущения?
Куришь ли ты сейчас и как часто?
Каковы твои
предложения по антиникотиновой пропаганде в школе?
Эта анкета позволила выяснить количество пробовавших и
курящих на данный момент девочек и отдельно мальчиков. Анализ результатов
таблиц, графиков, диаграмм позволил сделать вывод, что наблюдается стойкое
увеличение количества курящих подростков. Количество пробовавших курить гораздо
больше, чем курящих.Дети писали в своих
анкетах, по каким причинам они начинали курить: не отличаться от сверстников,
«быть, как все», испытать новые ощущения, казаться взрослым,понравиться противоположному полу, проблемы в
семье. Отмечается, что дети, которые почувствовали негативные ощущенияво время первой затяжки, впоследствиине имели желание курить дальше. Никто из
опрошенных не хотел иметь в будущей семье курящего партнера. Все осознают вред
курениядля окружающих и самого
курящего. В то же время признают, что бросить курить очень трудно. Некоторые
выкуривают до одной пачки в день. Почти все отмечают малоэффективность
антиникотиновойпропаганды в школе.
Никакие меры не помогут, если сам человек не захочет бросить курить.
Старшеклассники сами считают, что единственной меройпредупреждения табакокурения должна
статьмода среди молодежи на здоровый
образ жизни. Здорово и то, что сами учащиеся школы хотят изменить существующее
положение в школе. Например, силами детской команды здоровья создан Театр
здоровья. Учащиеся 10 «А»класса
саминаписали пьесу «Курить,иль не курить?»,готовят постановку.
В2003 году была организована кафедра
«Здоровье». Основная задача кафедры – это изменение отношения пед.коллектива к
проблеме здоровья детей, внедрениеновых
здоровьесберегающих технологий. Наша кафедра стала активным инициатором и
организатором в проведении всех мероприятий, связанных с созданием
здоровьесберегающейсреды в школе.
Сформирована команда здоровья из числа учителей, родителей
Из опыта
работы:
На школьном уровне:.
2004 – 2006 г.
Введение для учащихся дневников здоровья.
Реализация волонтерского движения по программе «Сверстник-
сверстнику»
Создание школьной команды здоровья среди
учащихся.
Организация школьного Театра здоровья и
постановка спектакля «Курить или не курить».
Организация тренингов по курсу «Молодому
поколению- безопасное поведение»
Создание школьной команды здоровья учителей.
Организация проведения учителямитренингов по курсу «Обучение жизненно важных
навыков».
Активное участие в создании долгосрочной
школьной программы «Обучениездоровью».
Оказание методической помощи учителямпри подготовке к проведению обучающих
тренингов.
Активное участие в проведении школьной акции
«Вагон для некурящих» в рамках Всемирного дня здоровья.
Реализация программы в 9 Г классе «Обучение здоровью».
2006- 2007 г..
Реализация школьного проекта «Письмо курильщику»,
организация выставки творческих работ.
Реализация Программы ХОУП в 10 В классе по
профилактике ВИЧ/ СПИДа.
Мониторинг табакокурения среди подростков школы
№ 17 (с 2001 по 2007).
Выступлениеперед комиссией из Министерства Здравоохранения ЧР о деятельности школы
в области профилактики курения.
Презентация и выступление на городской НПК
учителей «Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании».
2009-2010 г.
Реализация школьного проекта «Письмо курильщику»,
организация выставки творческих работ в рамках Всемирного дня Здоровья.
Мониторинг табакокурения среди подростков школы
№ 17 (2010 г.)
Внедрение социального проекта " Дневник здоровья".
На республиканском уровне
Проведение обучающих тренингов по темам
«Профилактика ВИЧ СПИД» и «Как преодолеть стресс?»
для учащихся пилотных школ в
рамках проекта «Обучение здоровью» в
Летней школе здоровья «Здоровье – наш главный рекорд». (50детей).
Выступление на уровне города:
9 апреля 2004 г. проведение для директоров школ г. Новочебоксарска презентации
тренинга «Интерактивные методы в обучении здоровью».( 20 директоров)
2 ноября 2004 г. Обучение учителей биологии интерактивным методам на городском
методическом объединении.(15 учителей)
Январь 2005 г. Проведение
обучающих тренингов «Методология обучения здоровью»для педагогических коллективов школ № 6, 13. (60 учителей).
22 февраля 2005 г. Проведение
тренинга на городском семинаре учителей начальных классов
«Нестандартные методы
оздоровления младших школьников» (25
учителей)
Ноябрь 2005 г. Проведение
тренинга «Интерактивные методы в обучении здоровью» на городском семинаредля заместителей директоров по ВР.
(12 участников).
2005
гАктивное участие в проведении городского
семинара- тренинга«Здоровое поколение
– молодому городу»
в рамках республиканской акции «Молодежь за здоровый образ
жизни».
2006- 2007 г.
Проведение тренингов для учащихся 10 В класса по
курсу «Познай себя и окружающих».
Проведение тренингов для учащихся 10 В класса по
Программе ХОУП «Профилактика ВИЧ/ СПИДа».
Проектная
деятельность учителя в области здооровьесбережения
№
Наименование проекта
Дата разработки
Результаты реализации.
1
.Проект «Мониторинг
табакокурения среди учащихся школы № 17»
Реализация с 2000 по2010 г.г.
Отслеживание объективной
ситуации в классах и по школе в целом для организации воспитательной работы
классными руководителями и администрацией школы в области обучения здоровью.
2.
Проект «Письмо курильщику».
2004, 2006
Организована выставка
творческих работ учащихся 9-х классов (письма с обращениями). Публичные
обращения к курящим.
4.
Мини- проект «Мой урок
здоровья».
Урок «Привычки и навыки, как
факторы влияющие на здоровье»
2006
Объяснено образование
динамических навыков и привычек, рассмотрен негатив вредных привычек.
5.
Реализация проекта «Обучение
здоровью в образовательных учреждениях РФ»
2004- 2005
В школе выработана стратегия по
созданию здоровьесберегающей среды в школе, есть программа «Обучение
здоровью».
Создана школьная команда
учителей и учащихся, кафедра «Здоровье», проведены тренинги по курсу
«Формирование жизненных навыков».
6.
Реализация проекта «Сверстник –
сверстнику»
2005
Создана команда здоровья
учащихся, волонтерское движение, проведены тренинги по курсу «Молодому
поколению- безопасное повденние».
7.
Реализация проекта ХОУП
«Профилактика ВИЧ/ СПИДа».
2006-2008 в 10 в классе.
На 1 этапе: улучшение
социально- психологического климата в классе, выработка правил, умение
работать в группе.
8.
Проект «Дневник здоровья»
2002- 2004, 2010
Изменение отношения к своему
здоровью, оценка учащимися состояния своего здоровья, отслеживание изменений,
приучение к соблюдению режима труда и отдыха.
9.
Авторская программа «Обучение
здоровью».
2005- 2006 в 9 г классе.
Изменение отношения к своему
здоровью, профилактика ПАВ- зависимостей.