Сайт учителя биологии Матвеевой Ирины
 Чувашия, Новочебоксарск, МОУ "СОШ № 17"
 
      
Вторник, 19.03.2024, 05:52           

Меню сайта

Форма входа

Новости

Статистика сайта
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Жизнь сайта

счетчик

Карта визитов

Посетители сайта
free counters -->

Друзья
Фотогалерея Птицы Чувашии Презентации по биологии

Кнопка моего сайта

Архив записей
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031



Из опыта работы:

 «ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ  В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ»

 

Много лет назад проблема здоровья учащихся для меня, как учителя биологии, стала очень актуальной.  Началось это с момента, когда  я познакомилась с результатами медосмотров в своей школе. Цифры  поразили меня. Я впервые для себя открыла, что эта проблема реально существует, и нигде-то там далеко, а конкретно в нашей школе. Это заставило меня задуматься, как можно изменить сложившуюся ситуацию, что может сделать каждый учитель на своем рабочем по сохранению и укреплению здоровья детей.  Проблема здоровья детей так меня  затронула, что я не могла оставаться равнодушной. Именно поэтому вся моя дальнейшая практическая  деятельность в школе была направлена  на изменение отношения учителей, родителей и детей к этой проблеме, формирование  навыков поведения у детей здорового образа жизни. Все, происходящее в школе, так или иначе имеет непосредственное отношение к здоровью детей:   это характер и условия обучения, уровень педагогической культуры учителя, содержание и дозировка  домашних заданий. Я уверена, что каждый учитель может реально много сделать для изменения существующего положения. Главное, понимать значимость проблемы, верить в свои возможности, регулярно, последовательно следовать  выбранному направлению, и тогда у Вас все получится.

                        На уроках биологии с детьми мы начали вести  дневники здоровья . В дневник  они  вносят данные, связанные с изменениями роста, веса, объема грудной клетки, продолжительности физического и умственного труда и т.д. Такая практическая деятельность помогла многим  учащимся по-новому посмотреть на себя,  оценить свое здоровье,  научила снимать антропометрические данные, следить за своим самочувствием, формировать собственный образ жизни. Сравнительный анализ результатов  за 9 и 10 классы позволил сделать наблюдения, что у мальчиков за это период  рост изменился в среднем с 172 см до 177 см, масса тела- с 57 кг до 61 кг, объем бицепсов-  с 27 см до 30 см, объем грудной клетки изменился с 84 см до 87 см. Средний показатель веса у девочек изменился с 45 кг до 49 кг, рост – со 159 см до 162 см, объем грудной клетки – с 82 см до 86 см.

            В настоящее время болезненное значение приобретает проблема полового воспитания детей. В системе образования была попытка ввести предмет «Этика и психология семейной жизни», но предварительно не была  налажена подготовка специалистов, учебников, поэтому  новый предмет скоро исчез  из школьного расписания. Но потребность в формировании основ полового воспитания есть. Я могу судить это и по своей деятельности. Проводимое для  девочек и мальчиков 7 классов  занятие «Изменения» имеет большой интерес. Тем более, что  родители и  часто учителя боятся говорить на эту тему. Проведенная среди учащихся 9-х классов диагностика помогла выяснить, что 60 % родителей не ведут  бесед с детьми на  тему полового  развития, 96 %  учащихся не  делятся своими проблемами  со своими родителями, и в то же время 13,8 % детей признались, что  уже в 13-14 лет имели половую связь.  Тема полового воспитания, несомненно,  очень важная , так как  она  является частью общей мотивации здорового образа жизни.

            Хотелось бы поделиться  опытом работы в области профилактики курения  в школе. Проблема курения среди подростков очень актуальна, так как эта вредная привычка  начинает формироваться именно в школьном возрасте. В моем опыте работы с учащимися 7-х классов есть организация творческих проектов «Письмо курильщику». В обращении к курящим людям дети рассказывают о вреде курения для самого курильщика и для окружающих, пытаются убедить бросить эту пагубную привычку. Среди таких писем часто можно найти даже стихи, басни, лозунги. В школе № 17 на протяжении четырех лет с 2000 по 2004 годы    мною  проводится мониторинг табакокурения среди учащихся 6-11 классов. Ежегодно проводится  анонимный  социологический опрос по вопросам:

  1. В каком возрасте ты впервые попробовал курить? Какие у тебя были ощущения?
  2. Куришь ли ты сейчас и как часто?
  3.   Каковы твои предложения по антиникотиновой пропаганде в школе?                                                       

Эта анкета позволила выяснить количество пробовавших и курящих на данный момент девочек и отдельно мальчиков. Анализ результатов таблиц, графиков, диаграмм позволил сделать вывод, что наблюдается стойкое увеличение количества курящих подростков. Количество пробовавших курить гораздо больше, чем курящих.  Дети писали в своих анкетах, по каким причинам они начинали курить: не отличаться от сверстников, «быть, как все», испытать новые ощущения, казаться взрослым,  понравиться противоположному полу, проблемы в семье. Отмечается, что дети, которые почувствовали негативные ощущения  во время первой затяжки, впоследствии   не имели желание курить дальше. Никто из опрошенных не хотел иметь в будущей семье курящего партнера. Все осознают вред курения  для окружающих и самого курящего. В то же время признают, что бросить курить очень трудно. Некоторые выкуривают до одной пачки в день. Почти все отмечают малоэффективность антиникотиновой  пропаганды в школе. Никакие меры не помогут, если сам человек не захочет бросить курить. Старшеклассники сами считают, что единственной мерой  предупреждения табакокурения должна стать  мода среди молодежи на здоровый образ жизни. Здорово и то, что сами учащиеся школы хотят изменить существующее положение в школе. Например, силами детской команды здоровья создан Театр здоровья. Учащиеся 10 «А»  класса сами  написали пьесу «Курить,  иль не курить?»,  готовят постановку.

В  2003 году была организована кафедра «Здоровье». Основная задача кафедры – это изменение отношения пед.коллектива к проблеме здоровья детей, внедрение  новых здоровьесберегающих технологий. Наша кафедра стала активным инициатором и организатором в проведении всех мероприятий, связанных с созданием здоровьесберегающей  среды в школе. Сформирована команда здоровья из числа учителей, родителей

Из опыта работы:

На школьном уровне:.

 2004 – 2006 г.

Введение для учащихся дневников здоровья.

Реализация волонтерского движения по программе «Сверстник- сверстнику»

Создание школьной команды здоровья среди учащихся.

  Организация школьного Театра здоровья и постановка спектакля «Курить или не курить».

Организация тренингов по курсу «Молодому поколению- безопасное поведение»

Создание школьной команды здоровья учителей.

Организация проведения учителями  тренингов по курсу «Обучение жизненно важных навыков».

Активное участие в создании долгосрочной школьной программы «Обучение   здоровью».         

Оказание методической помощи учителям  при подготовке к проведению обучающих тренингов. 

Активное участие в проведении школьной акции «Вагон для некурящих» в рамках Всемирного дня здоровья.        

Реализация программы в 9 Г классе «Обучение здоровью».

 

2006- 2007 г..

Реализация школьного проекта «Письмо курильщику», организация выставки творческих работ.

Реализация Программы ХОУП в 10 В классе по профилактике ВИЧ/ СПИДа.

Мониторинг табакокурения среди подростков школы № 17 (с 2001 по 2007).

Выступление  перед комиссией из Министерства Здравоохранения ЧР о деятельности школы в области профилактики курения.

Презентация и выступление на городской НПК учителей «Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании».

2009-2010 г.

Реализация школьного проекта «Письмо курильщику», организация выставки творческих работ в рамках Всемирного дня Здоровья.

Мониторинг табакокурения среди подростков школы № 17 (2010 г.)

Внедрение социального проекта " Дневник здоровья".

На республиканском уровне

Проведение обучающих тренингов по темам «Профилактика ВИЧ СПИД» и «Как преодолеть стресс?»

для учащихся пилотных школ в рамках проекта «Обучение здоровью»  в Летней школе здоровья «Здоровье – наш главный рекорд». (50 детей).

Выступление на уровне города:

9 апреля 2004 г. проведение для директоров школ г. Новочебоксарска презентации тренинга «Интерактивные методы в обучении здоровью».( 20 директоров)      

2 ноября 2004 г. Обучение учителей биологии интерактивным методам на городском методическом объединении.  (15 учителей)

Январь 2005 г. Проведение обучающих тренингов «Методология обучения здоровью»  для педагогических коллективов школ № 6, 13. (60 учителей).

22 февраля 2005 г. Проведение тренинга на городском семинаре учителей начальных классов

«Нестандартные методы оздоровления младших школьников» (25 учителей)

Ноябрь 2005 г. Проведение тренинга «Интерактивные методы в обучении здоровью» на городском семинаре  для заместителей директоров по ВР.

(12 участников).

2005 г Активное участие в проведении городского семинара- тренинга   «Здоровое поколение – молодому городу»

в рамках республиканской акции «Молодежь за здоровый образ жизни».

2006-  2007 г.

Проведение тренингов для учащихся 10 В класса по курсу «Познай себя и окружающих».

Проведение тренингов для учащихся 10 В класса по Программе ХОУП «Профилактика ВИЧ/ СПИДа».

 

Проектная деятельность учителя в области здооровьесбережения

 

Наименование проекта

 

Дата разработки

Результаты реализации.

1

.Проект «Мониторинг табакокурения среди учащихся школы № 17»

Реализация с 2000 по  2010 г.г.

Отслеживание объективной ситуации в классах и по школе в целом для организации воспитательной работы классными руководителями и администрацией школы в области обучения здоровью.

2.

Проект «Письмо курильщику».

 

2004, 2006

Организована выставка творческих работ учащихся 9-х классов (письма с обращениями). Публичные обращения к курящим.

4.

Мини- проект «Мой урок здоровья».

Урок «Привычки и навыки, как факторы влияющие на здоровье»

2006

Объяснено образование динамических навыков и привычек, рассмотрен негатив вредных привычек.

5.

Реализация проекта «Обучение здоровью в образовательных учреждениях РФ»

2004- 2005

В школе выработана стратегия по созданию здоровьесберегающей среды в школе, есть программа «Обучение здоровью».

Создана школьная команда учителей и учащихся, кафедра «Здоровье», проведены тренинги по курсу «Формирование жизненных навыков».

6.

Реализация проекта «Сверстник – сверстнику»

2005

Создана команда здоровья учащихся, волонтерское движение, проведены тренинги по курсу «Молодому поколению- безопасное повденние».

7.

Реализация проекта ХОУП «Профилактика ВИЧ/ СПИДа».

2006-2008 в 10 в классе.

На 1 этапе: улучшение социально- психологического климата в классе, выработка правил, умение работать в группе.

8.

Проект «Дневник здоровья»

 

2002- 2004, 2010

Изменение отношения к своему здоровью, оценка учащимися состояния своего здоровья, отслеживание изменений, приучение к соблюдению режима труда и отдыха.

9.

Авторская программа «Обучение здоровью».

2005- 2006 в 9 г классе.

Изменение отношения к своему здоровью, профилактика ПАВ- зависимостей.

 

 

 

Copyright MyCorp © Матвеева Ираида Вячеславовна