Сайт учителя биологии Матвеевой Ирины
 Чувашия, Новочебоксарск, МОУ "СОШ № 17"
 
      
Вторник, 19.03.2024, 07:36           

Меню сайта

Форма входа

Новости

Статистика сайта
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Жизнь сайта

счетчик

Карта визитов

Посетители сайта
free counters -->

Друзья
Фотогалерея Птицы Чувашии Презентации по биологии

Кнопка моего сайта

Архив записей
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Урок 7: ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА (11 класс).

 

Цель урока: формирование знаний об основных методах изучения наследственности человека.

 

Задачи:

Рассмотреть особенности изучения генетики человека.

Научить составлять и анализировать родословные человека.

 

Оборудование:

Таблицы по общей биологии.

 

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА:

  1. Повторение темы «Наследственность и изменчивость».

Беседа по вопросам:

1 что такое наследственность?

-что является материальными носителями наследственности?

-что такое хромосомы? Каково их строение? (белки + ДНК)

- что такое гены?

- как наследуются аллельные гены, находящиеся в разных хромосомах? (независимо друг от друга).

- как наследуются неаллельные гены, расположенные в одной хромосоме? (сцеплено).

- кто изучал сцепленное наследование? (Морган)

- как звучит закон Моргана ? ( гены, расположенные в одной хромосоме наследуются сцеплено).

- какое явление нарушает полное сцепление и закон Моргана? (кроссинговер)

- что такое кроссинговер?

- что такое изменчивость?

- назовите две формы изменчивости (наследственная и ненаследственная)

- охарактеризуйте ненаследственную изменчивость ( называется фенотипической, модификационной, групповой, не передается по наследству, зависит от условий среды. Например,

у всех появляется загар от солнца; если не поливать капусту, то не образуется кочан; лошади, завезенные в горы или на острова из-за скудности пищи становятся низкорослыми т.д.)

- охарактеризуйте наследственную изменчивость (называется мутационной, индивидуальной, генотипической, передается по наследству, проявляется лишь у отдельных особей из-за мутаций- изменений генов.)

- Приведите примеры мутационной, комбинативной и соотносительной изменчивости.

 

  1. Новая тема:

Сегодня мы познакомимся с методами изучения человека.

Человек- неудобный объект для генетических исследования по многим причинам:

  1. большое число хромосом.
  2. поздняя половая зрелость.
  3. малая плодовитость.
  4. и самое главное- запрет на проведение экспериментальных опытов над человеком.

 

И тем не менее есть 4 способа, которые позволяют изучить генетику человека, не принося ему вреда.

1. Близнецовый метод- это изучение влияине условий среды на изменение фенотипов близнецов.

Близнецами называют  одновременно родившихся детей. Они бывают монозиготными (однояйцевыми) и дизиготными (разнояйцевыми).

Однояйцевые близнецы: форррррмируются из одной зиготы, которая на стадии дробления разделилась на две или более части. Рождаются особи всегда одного пола, которые сходны  между собой по фенотипу и генотипу. (рис. В учебнике      стр.   ) . они характеризуются степенью конкордантностью (сходства) по многим признакам. Этот метод изучает, как внешние условия  среды (физические и социальные факторы) влияют на наследственность монозиготных близнецов.

Разнояйцевые близнецы  развиваются из двух или более оплодотворенных зигот. Они могут быть разного пола и не похожими по фенотипу и генотипу.

 

2. Генеалогический метод- это изучение родословной человека с целью установления характера наследования изучаемого признака.

По родословным изучили основные типа наследования признаков:

  1. Аутосомно- доминантный тип наследования.

 Гены, отвечающие за определенные признаки располагаются в аутосомах и наследуются, как доминантные признаки. признак встречается в родословной часто, практиче­ски во всех поколениях, одинаково часто и у мальчи­ков, и у девочек2) если один из родителей является носителем признака, то этот признак проявится либо у всего потомства, либо у половины.

 Например:

- полидактилия- 6-палость (Сикстинская мадонна)

- веснушки

- Раннее облысение

- катаракта глаз- помутнение хрусталика.

- хрупкость костей

-карие глаза

( Изучаем таблицу в учебнике на стр.       )

2. Аутосомно- рецессивный тип.

1)      признак встречается редко, не во всех поколениях,одинаково часто и у мальчиков, и у девочек;

2)       признак может проявиться у детей, даже если родите­ли не обладают этим признаком;

3)   если один из родителей является носителем признака,то он не проявится у детей или проявится у половины потомства.

- альбинизм- отсутствие пигмента в коже, волосах, радужной оболочке глаза

- врожденная глухота

- полиомиелит костей

- сахарный диабет.

     3. Наследование генов, сцепленных с половыми хромосомами.

А) Х-доминантное наследование:

чаще признак встречается у лиц женского пола;

         если мать больна, а отец здоров, то признак переда­ется потомству независимо от пола, он может прояв­ляться и у девочек, и у мальчиков;

если мать здорова, а отец болен, то у всех дочерей признак будет проявляться, а у сыновей нет.

Например: - коричневая эмаль.

Б) Х-рецессивное наследование:

           чаще признак встречается у лиц мужского пола;

чаще признак проявляется через поколение;

если оба родителя здоровы, но мать гетерозиготна,то признак часто проявляется у 50% сыновей;

если отец болен, а мать гетерозиготна, то обладате­лями признака могут быть и лица женского пола.

Например:

- гемофилия

- дальтонизм

-отсутствие потовых желез

В) Наследование генов, сцепленных с У-хромосомой.

 Y-сцепленное наследование:

признак встречается только у лиц мужского пола;

если отец несет признак, то, как правило, этим при­знаком обладают и все сыновья.

Например:

- гипертрихоз- оволосение по краю ушной раковины

- перепонки между пальцами ног.

4. Цитоплазматическое наследование:

1) признак одинаково часто встречается у представите­лей обоих полов;

2)       признак передается потомкам только от матери;

3)       мать, несущая признак, передает его либо всему по­томству, либо только его части.

 

 

СОСТАВЛЕНИЕ И АНАЛИЗ РОДОСЛОВНЫХ

Генеалогический метод изучения наследственности — один из самых старых и широко используемых методов гене­тики. Суть метода заключается в составлении родословных, которые позволяют проследить особенности наследования признаков. Метод применим в том случае, если известны прямые родственники обладателя изучаемого признака по материнской и отцовской линии в ряду поколений.

Лицо, от которого начинают составлять родословную, называют пробандом. Братьев и сестер пробанда называют сибсами.


 

Рис. 11. Символы, применяемые при составлении родословных:

1 — мужчина; 2 — женщина; 3 — пол не выясненен; 4 — пробанд; 5 — обладатели признака; 6 — рано умер; 7 — аборт и мертворождение; 8 — гетерозиготные носители признака; 9 — носительница признака, сцеп­ленного с Х-хромосомой; 10 — брак; 11 — двойной брак; 12 — родствен­ный брак; 13 — дети и порядок их рождения; 14 — дизиготные близнецы; 15 — монозиготные близнецы.

ЗАДАНИЕ:

Пробуем составлять свою родословную.

Анализ родословных

При анализе родословных следует учитывать ряд осо­бенностей разных типов наследования признаков.

УЧИМСЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ СХЕМЫ РОДОСВНЫХ
Copyright MyCorp © Матвеева Ираида Вячеславовна