Сайт учителя биологии Матвеевой Ирины
 Чувашия, Новочебоксарск, МОУ "СОШ № 17"
 
      
Вторник, 19.03.2024, 09:57           

Меню сайта

Форма входа

Новости

Статистика сайта
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Жизнь сайта

счетчик

Карта визитов

Посетители сайта
free counters -->

Друзья
Фотогалерея Птицы Чувашии Презентации по биологии

Кнопка моего сайта

Архив записей
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Урок 8.

Приспособленность (целесообразность) организмов – результат эволюции. Многообразие видов.

Цель: сформировать знания у учащихся о приспособленности организмов к окружающей среде.

Задачи:

1)     образовательные: формирование знаний о различных способах приспособленности организмов к окружающей среде;

2)     развивающие: умение работать с учебником,  анализировать, сравнивать, выделять главное, логически мыслить, работать с учебником;

3)     воспитательные: содействие эстетическому воспитанию, формирование научного мировоззрения.

 

Оборудование: презентация «Приспособленность организмов»

План урока:

  1. опрос
  2. новая тема

Ø      взгляды ученых на приспособленность организмов

Ø      причины появления адаптаций

Ø      примеры морфологической адаптации

Ø      примеры этологической адаптации

Ø      дивергенция и конвергенция

Ø      универсальность и относительность приспособленности

 

  1. закрепление (тест)
  2.  

Структура и ход урока:

Опрос

?        что такое естественный отбор?

?        Что понимал Ч. Дарвин под понятием естественный отбор?

?        Как действует естественный отбор?

?        Можем ли мы наблюдать естественный отбор?

?        Какова творческая роль естественного отбора?

 

Новая тема

Почему виды приспособлены к среде? Причины?

Разные ученые объясняли это по-разному. Вспомним К. Линнея: считал, что каждый вид создан творцом для определенной среды обитания, в которой он живет и сейчас. Для разных климатических зон и поясов творец создал разные, идеально приспособленные к ним формы.

Ж.Б. Ламарк: воздействие среды на организм идет через флюиды и зависит от того, на какие организмы воздействуют. Среда действует прямо, и возникают какие-либо приспособления, пример стрелолист. Среда действует косвенно – упражнение или неупражнение органа, пример жираф. Все изменения передаются по наследству. Неудачных не бывает, виды не вымирают, а только приспосабливаются.

Ч. Дарвин: причиной формирования приспособленности являются условия существования. Например, стриж на лету ловит мелких насекомых: у него широкий рот и короткий клюв, приспособлен к полету. А дятел – к жизни в лесу: у него крепкий длинный клюв и длинный язык, добывает из под коры личинок насекомых. каждое  приспособление организмов это результат действия движущих факторов эволюции в данных условиях существования: наследственной изменчивости в процессе борьбы за существование и отбора в ряду поколений. Давайте рассмотрим на примере. Возникновение покровительственной окраски тела гусениц, живущих на зеленых листьях. Предположим, что предки этих гусениц не питались листьями, но в силу каких-либо обстоятельств перешли на питание этими листьями. Так как в популяции окраска часто неоднородна, потомство оставляли преимущественно особи с зеленоватой окраской. С каждым последующим  поколением этот наследственный признак закреплялся, и отбирались особи с окраской соответствующей фону окружающей среды. В результате произошла адаптация к изменившимся условиям среды.

Давайте запишем: Причины появления адаптаций:

1.     Наследственная изменчивость и БЗС

2.     ЕО полезных для данной особи признаков

3.     Приспособления (адаптации) к условиям среды.

Примеры адаптаций:

примеры морфологической адаптации:

1.      Покровительственная окраска – окраска у организмов, обитающих на открытых пространствах. Например: белый медведь, тигр, зебра, змеи.

2.     Маскировка – форма тела и окраска сливаются с окружающими предметами. Например: морская игла, морской конек, гусеницы некоторых бабочек, палочник.

3.      Мимикрия – подражание менее защищенного вида более защищенному. Например, муха-журчалка – осе; некоторые змеи. Необходимо, однако, чтобы численность вида-подражателя была значительно меньше численности модели. В противном случае мимикрия не приносит пользы: у хищника не вырабатывается стойкого условного рефлекса на форму или окраску, которой следует избегать.

4.      Предупреждающая окраска – яркая окраска и защита от поедания (жало, яд и др). например, жук-коровка, жерлянка, тропические квакши.

5.      Приспособление к экстремальным условиям. Например, верблюжья колючка имеет длинный корень, уходящий под землю на десятки метров и видоизмененные листья – колючки.

6.      Коэволюция - приспособления одних видов к другим.  Например, насекомоопыляемые цветы. Процесс эволюции и адаптации каждого вида не происходит в биологическом вакууме, независимо от других форм. Напротив, часто одни виды оказывают заметное влияние на эволюцию других. В результате этого возникают разнообразные взаимозависимости между видами. Некоторые растения не могут выжить в тех районах, где отсутствуют насекомые, опыляющие их.

адаптации этологические или поведенческие:

1.     Замирание (опоссумы, некоторые жуки, земноводные, птицы) и угрожающая поза (Бородатая ящерица, ушастая круглоголовка) - защита от поедания плотоядными животными.

2.     Запасение корма (Кедровка, сойка, бурундук, белка, пищуха) - переживание бескормицы.

Все это свидетельствует о творческой роли естественного отбора.

Естественный отбор ведёт к дивергенции — расхождению признаков у родственных видов. Например, клест-сосновик и клест-еловик. У них разная форма клюва в связи питанием разными семенами. В то же время отбор может приводить и к конвергенции — схождению признаков у очень далёких видов, например, обтекаемая форма тела у дельфина и акулы.

Из сказанного следует сделать вывод, что приспособленность универсальна – характерна всем живым организмам и помогает выжить в тех условиях, в которых она сформировалась под влиянием движущих факторов эволюции: наследственная изменчивость, БЗС и ЕО. В то же время все приспособления носят относительный характер, они помогают организму выжить лишь в данных конкретных условиях. При изменении же этих условий приспособление может перестать быть полезным. Пример, полезная в одних условия адаптация может быть бесполезной в других. Заяц-беляк сменил шкурку на белый цвет и позднее выпадение снега. Морские рыбы обычно приспособлены к жизни при определённых границах давления и, следовательно, к жизни на определённой глубине. Животные, обитающие в поверхностных слоях воды, попав на большие глубины, оказываются раздавленными вследствие сильного внешнего давления, а глубоководные организмы, оказавшись на поверхности, обычно разрываются. Иногда миграции дают сбой и животные теряют направление и погибают. Опыт Фабра с гусеницами шелкопряда.

Таким образом, нет такого вида, который идеально приспособлен к данным условиям среды. Любой вид не успевает за изменениями условий в ходе формирования приспособлений. Если бы организм достиг этого совершенства, то эволюция прекратилась бы. Значит, целесообразность организмов дает многообразие видов и форм.

Закрепление:




1. Какое животное имеет покровительственную окраску?

А кузнечик

Б шмель

В пчела

Г божья коровка

2. Примером мимикрии является чередование полос разного цвета:

А у зебры;

Б у некоторых видов мух;

В у жирафов;

Г у детёнышей дикого кабана.

3. Какой фактор играет решающую роль в возникновении приспособлений?

А естественный отбор

Б внутреннее стремление приспособиться к среде

В модификационная изменчивость

Г конкуренция между видами

4. Окраска жерлянки является примером:

А мимикрии;

Б покровительственной окраски;

В предупреждающей окраски;

Г маскировки.

 

 

Дз: параграф 8


Приспособленность организмов

Виды приспособленности

Значение

Примеры

Формы тела

Торпедообразная

Способствует избежанию образования завихрений в потоках воды при движении

Акулы, дельфины

Сучковидидная, листовидная

Делает организм незаметным среди тех или иных предметов среды

Палочники, гусеницы пядениц

Причудливая

Морские коньки, удильщики

Иглы, колючки, содержащие кристаллы щавелекислого калия

Защита от поедания травоядными животными

Кактусы, шиповник, боярышник, крапива

Приспособительное поведение

Замирание

Защита от поедания плотоядными животными

Опоссумы, некоторые жуки, земноводные, птицы

Угрожающая поза

Бородатая ящерица, ушастая круглоголовка

Запасение корма

Переживание бескормицы

Кедровка, сойка, бурундук, белка, пищуха

Физиологические адаптации

Удаление избытка воды через почки в виде слабоконцентрированной мочи

Сохранение постоянства внутренней среды организма в условиях жизни в пресной воде

Пресноводные рыбы и земноводные

Потребление большого количества воды и выделение небольшого количества концентрированной мочи

Сохранение постоянства внутренней среды организма в условиях жизни в гиперосмотической среде

Морские рыбы

 

Тест


1. Какое животное имеет покровительственную окраску?

А кузнечик

Б шмель

В пчела

Г божья коровка

2. Примером мимикрии является чередование полос разного цвета:

А у зебры;

Б у некоторых видов мух;

В у жирафов;

Г у детёнышей дикого кабана.

3. Какой фактор играет решающую роль в возникновении приспособлений?

А естественный отбор

Б внутреннее стремление приспособиться к среде

В модификационная изменчивость

Г конкуренция между видами

4. Окраска жерлянки является примером:

А мимикрии;

Б покровительственной окраски;

В предупреждающей окраски;

Г маскировки.

Copyright MyCorp © Матвеева Ираида Вячеславовна