Урок 8.
Приспособленность
(целесообразность) организмов – результат эволюции. Многообразие видов.
Цель: сформировать знания у учащихся о приспособленности организмов
к окружающей среде.
Задачи:
1)
образовательные: формирование знаний о
различных способах приспособленности организмов к окружающей среде;
2)
развивающие: умение работать с учебником, анализировать, сравнивать, выделять главное,
логически мыслить, работать с учебником;
3)
воспитательные: содействие эстетическому
воспитанию, формирование научного мировоззрения.
Оборудование: презентация «Приспособленность организмов»
План урока:
- опрос
- новая тема
Ø
взгляды ученых на приспособленность организмов
Ø
причины появления адаптаций
Ø
примеры морфологической адаптации
Ø
примеры этологической адаптации
Ø
дивергенция и конвергенция
Ø
универсальность и относительность
приспособленности
- закрепление (тест)
-
Структура и ход урока:
Опрос
?
что такое естественный отбор?
?
Что понимал Ч. Дарвин под понятием естественный
отбор?
?
Как действует естественный отбор?
?
Можем ли мы наблюдать естественный отбор?
?
Какова творческая роль естественного отбора?
Новая тема
Почему виды приспособлены к среде? Причины?
Разные ученые объясняли это по-разному. Вспомним
К. Линнея: считал, что каждый вид
создан творцом для определенной среды обитания, в которой он живет и сейчас.
Для разных климатических зон и поясов творец создал разные, идеально
приспособленные к ним формы.
Ж.Б.
Ламарк:
воздействие среды на организм идет через флюиды и зависит от того, на какие
организмы воздействуют. Среда действует прямо, и возникают какие-либо
приспособления, пример стрелолист. Среда действует косвенно – упражнение или
неупражнение органа, пример жираф. Все изменения передаются по наследству.
Неудачных не бывает, виды не вымирают, а только приспосабливаются.
Ч. Дарвин: причиной формирования
приспособленности являются условия существования. Например, стриж на лету ловит
мелких насекомых: у него широкий рот и короткий клюв, приспособлен к полету. А
дятел – к жизни в лесу: у него крепкий длинный клюв и длинный язык, добывает из
под коры личинок насекомых. каждое
приспособление организмов это результат действия движущих факторов
эволюции в данных условиях существования: наследственной изменчивости в
процессе борьбы за существование и отбора в ряду поколений. Давайте рассмотрим
на примере. Возникновение покровительственной окраски тела гусениц, живущих на
зеленых листьях. Предположим, что предки этих гусениц не питались листьями, но
в силу каких-либо обстоятельств перешли на питание этими листьями. Так как в
популяции окраска часто неоднородна, потомство оставляли преимущественно особи
с зеленоватой окраской. С каждым последующим поколением этот наследственный признак
закреплялся, и отбирались особи с окраской соответствующей фону окружающей среды.
В результате произошла адаптация к изменившимся условиям среды.
Давайте запишем: Причины появления адаптаций:
1.
Наследственная
изменчивость и БЗС
2.
ЕО
полезных для данной особи признаков
3.
Приспособления
(адаптации) к условиям среды.
Примеры
адаптаций:
примеры морфологической адаптации:
1.
Покровительственная
окраска
– окраска у организмов, обитающих на открытых пространствах. Например: белый
медведь, тигр, зебра, змеи.
2.
Маскировка – форма тела и окраска
сливаются с окружающими предметами. Например: морская игла, морской конек,
гусеницы некоторых бабочек, палочник.
3.
Мимикрия – подражание менее
защищенного вида более защищенному. Например, муха-журчалка – осе; некоторые
змеи. Необходимо, однако, чтобы численность вида-подражателя была значительно
меньше численности модели. В противном случае мимикрия не приносит пользы: у
хищника не вырабатывается стойкого условного рефлекса на форму или окраску,
которой следует избегать.
4.
Предупреждающая окраска – яркая окраска и
защита от поедания (жало, яд и др). например, жук-коровка, жерлянка,
тропические квакши.
5.
Приспособление к
экстремальным условиям. Например, верблюжья колючка имеет длинный корень, уходящий
под землю на десятки метров и видоизмененные листья – колючки.
6.
Коэволюция -
приспособления одних видов к другим. Например,
насекомоопыляемые цветы. Процесс эволюции и адаптации каждого вида не
происходит в биологическом вакууме, независимо от других форм. Напротив, часто
одни виды оказывают заметное влияние на эволюцию других. В результате этого
возникают разнообразные взаимозависимости между видами. Некоторые растения не
могут выжить в тех районах, где отсутствуют насекомые, опыляющие их.
адаптации этологические или поведенческие:
1.
Замирание (опоссумы, некоторые жуки,
земноводные, птицы) и угрожающая поза (Бородатая ящерица, ушастая круглоголовка)
- защита от поедания плотоядными животными.
2.
Запасение корма (Кедровка, сойка, бурундук, белка,
пищуха) - переживание бескормицы.
Все это свидетельствует о творческой роли
естественного отбора.
Естественный отбор ведёт к дивергенции — расхождению
признаков у родственных видов. Например, клест-сосновик и клест-еловик. У них
разная форма клюва в связи питанием разными семенами. В то же время отбор может
приводить и к конвергенции — схождению признаков у очень далёких видов,
например, обтекаемая форма тела у дельфина и акулы.
Из сказанного следует сделать вывод, что приспособленность универсальна – характерна всем живым организмам и
помогает выжить в тех условиях, в которых она сформировалась под влиянием
движущих факторов эволюции: наследственная изменчивость, БЗС и ЕО. В то же
время все приспособления носят относительный
характер, они помогают организму выжить лишь в данных конкретных условиях. При
изменении же этих условий приспособление может перестать быть полезным.
Пример, полезная в одних условия адаптация может быть бесполезной в других.
Заяц-беляк сменил шкурку на белый цвет и позднее выпадение снега.
Морские рыбы обычно приспособлены к жизни при
определённых границах давления и, следовательно, к жизни на определённой
глубине. Животные, обитающие в поверхностных слоях воды, попав на большие
глубины, оказываются раздавленными вследствие сильного внешнего давления, а
глубоководные организмы, оказавшись на поверхности, обычно разрываются. Иногда
миграции дают сбой и животные теряют направление и погибают. Опыт Фабра с
гусеницами шелкопряда.
Таким образом, нет такого вида, который идеально
приспособлен к данным условиям среды. Любой вид не успевает за изменениями
условий в ходе формирования приспособлений. Если бы организм достиг этого
совершенства, то эволюция прекратилась бы. Значит, целесообразность организмов
дает многообразие видов и форм.
Закрепление: