Сайт учителя биологии Матвеевой Ирины
 Чувашия, Новочебоксарск, МОУ "СОШ № 17"
 
      
Вторник, 19.03.2024, 12:36           

Меню сайта

Форма входа

Новости

Статистика сайта
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Жизнь сайта

счетчик

Карта визитов

Посетители сайта
free counters -->

Друзья
Фотогалерея Птицы Чувашии Презентации по биологии

Кнопка моего сайта

Архив записей
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Урок 1. Макроэволюция и ее доказательства.

 

Цель: продолжить знакомство с доказательствами макроэволюции.

Задачи:

1)      Образовательные: сформировать основные понятия сравнительно-анатомических доказательств: гомологичные и аналогичные органы, атавизмы и рудименты, живые переходные формы.

2)      Развивающие: умение сравнивать, логически мыслить, приводить примеры, делать выводы.

3)      Воспитательные: формирование у учащихся научного мировоззрения.

 

Оборудование: таблицы по общей биологии, дидактическая книжка 10 кл с заданиями (с.28).

План урока:

  1. Новая тема:

Ø      Гомологичные и аналогичные органы

Ø      Рудименты и атавизмы

Ø      Живые переходные формы

  1. Закрепление
  2. Контроль – опрос

 

Структура и ход урока:

 

1. Новая тема.

Сравнительно – анатомические доказательства основаны на выявлении общих и различных морфологических и анатомических особенностей строения различных групп организмов.

 

Сравнительная анатомия – это наука, сравнивающая строение современных организмов. Эта наука предоставляет следующие доказательства эволюции:

 

Наличие гомологичных органов – органы, имеющие одинаковое строение и происхождение, но выполняющие разные функции.

 

Такие органы имеют общий план строения, развиваются их сходных зародышевых листков в эмбриогенезе, но приспособлены к выполнению разных функций (рука человека – ласт моржа – крыло птицы – это все передние конечности, так как они имеют одинаковые отделы: плечо, предплечье, кисть). Но эти органы выполняют разные функции (для полета, плаванья и т.д.). различие в строении и функциях возникло в результате дивергенции.

Примеры: колючки кактуса, усики гороха – это листья; корневище, луковица, клубень – это подземные побеги.

 

 Наличие аналогичных органов – это органы, имеющие различное происхождение в эмбриогенезе, различное строение, но выполняющие сходные функции (например, крыло птицы и крыло бабочки имеют разное происхождение). Сходство функций возникает в результате конвергенции – развитие сходных признаков в похожих условиях среды.

 

 Рудименты – органы, утратившие свое функциональное, первоначальное значение. Они находятся на стадии исчезновения (копчик, ушные мышцы, третье веко).

 

 Атавизмы – случаи проявления признаков дальних предков (хвост и волосатое тело человека, остатки 2 и 3 пальца на ногах у лошади, появление зеброидной окраски у жеребят, многососковость у людей).

 

Живые переходные формы – указывают на переход от низших форм к высшим.

 

Например, утконос и ехидна – это живые переходные формы между двумя классами: рептилий и млекопитающих.

Как у рептилий у них откладывание яиц, непостоянная температура тела, клоака.

Как у млекопитающих – выкармливание детенышей молоком, волосяной покров.

 

Эвглена – переходная форма между водорослями и животными. Как у растений у нее имеется хлорофилл – получение сахаров в процессе фотосинтеза, чувствительный глазок – стигма – для улавливания света. Если света нет, то ведет себя как гетеротроф – признаки животных – питается другими простейшими, имеется пищеварительная вакуоль.

 

2. Закрепление: работа по дидактическим книжкам. С. 28

3. опрос:

?       рассказать об эмбриологических доказательствах.

?       Филогенетический ряд лошади

?       Работа по карточкам: сравнение микро- и макроэволюции; объясните следующие термины: макроэволюция, эмбриология, онтогенез, филогенез, закон Бэра.

 










Copyright MyCorp © Матвеева Ираида Вячеславовна