Урок «Приспособления паразитических круглых червей
к среде обитания»
Цель занятия: изучить особенности строения, процессы жизнедеятельности и
циклы индивидуального развития бычьего цепня – представителя типа Плоские черви
и человеческой аскариды – представителя типа Круглые черви в связи с их
паразитическим образом жизни.
Оборудование: влажный препарат «Аскарида: самец и самка», диапроектор с
приставкой для демонстрации микропрепаратов, микропрепараты «Членик ленточного
червя», «Яйца аскариды», таблица «Плоские черви. Бычий цепень», кодоскоп,
кодограмма «Цикл развития человеческой аскариды».
Занятие начинается с повторения материала об образе жизни плоских червей, в
ходе которого преподаватель предлагает учащимся биологические диктанты,
направленные на повышение их самостоятельности и активизации их познавательной
деятельности.
На примере бычьего цепня и человеческой аскариды, которых преподаватель
демонстрирует на таблице и влажных препаратах, учащиеся сравнивают
паразитических червей, относящихся к двум разным типам – Плоские и Круглые
черви, рассматривают циклы развития этих червей и продолжают работу по
заполнению таблицы «Характеристика червей», которую начали на прошлом занятии.
В ходе заполнения таблицы учащиеся сравнивают форму тела названных червей и
связывают ее с названием типов, к которым они принадлежат. Далее
рассматриваются сходные у обоих представителей признаки: отсутствие органов
передвижения и слабое развитие органов чувств, плотный покров тела и наличие
приспособлений для удержания в теле хозяина (у цепня – крючков и присосок, а у
аскариды – острых концов тела), позволяющих паразитам обитать в кишечнике
человека. По сходству признаков учащиеся сделают вывод о том, что последние
являются приспособлением для ведения паразитического образа жизни.
На следующем этапе урока учащиеся при помощи модели сравнивают строение
кожно-мускульных мешков червей двух данных типов, вспоминая при этом
определение термина, проговаривая вслух название мышц, составляющих эту
структуру, и функции, которые они выполняют. Учитель обращает внимание на
наличие у аскариды первичной полости тела, которая заполнена жидкостью, и
говорит о ее назначении. При этом учащиеся отмечают сходные функции паренхимы
плоских червей и первичной полости круглых червей в поддержании формы тела и
участии в обмене веществ.
При рассмотрении систем органов у представителей разных типов преподаватель
обращает внимание на появление в пищеварительной системе аскариды анального
отверстия, более совершенную нервную систему (сетчатого типа) и
раздельнополость круглых червей, что говорит об их более сложном строении по
сравнению с плоскими червями.
При обсуждении циклов индивидуального развития паразитов отмечается их
огромная плодовитость, связанная с попаданием яиц в неблагоприятные условия
среды и действием факторов, вызывающих их массовую гибель. При этом учитель
обращает внимание на смену основного и промежуточного хозяина в цикле развития
бычьего цепня, отмечая, что заражение человека происходит в результате
употребления в пищу плохо проваренного или прожаренного мяса крупного рогатого
скота, в теле которого находятся финны цепня, демонстрирует микропрепарат
зрелого членика ленточного червя и отмечает, что взрослый червь может жить в
организме человека до 15 лет. После этого учащиеся делают вывод о том, что во
избежание заражения этим опасным паразитом человек должен подвергать тщательной
термической обработке мясо животного и не покупать продуктов у лиц, не имеющих
сертификата проверки продукции на гельминтов.
Цикл развития аскариды учитель демонстрирует при помощи кодограмм, отмечая
при этом, что заражение происходит в результате несоблюдения правил личной
гигиены после работы с землей и при употреблении в пищу грязных овощей,
выращенных в почве, где в качестве удобрения применялись человеческие фекалии.
Особо отмечаются кислородные этапы в развитии этого паразита: при попадании
яйца во влажную землю, где оно должно находиться не менее 10–14 дней, после
чего может оставаться инвазионным на протяжении 6 лет, и при попадании личинки
в легкие человека из кишечника, после чего аскарида вторично заглатывается и
паразитирует в кишечнике во взрослом состоянии. После изучения жизненного цикла
аскариды ученики делают вывод о необходимости тщательно мыть руки и овощи перед
едой.
На следующем этапе урока учитель организует работу с систематическими
карточками и вместе с учащимися определяет систематическое положение бычьего
цепня и человеческой аскариды, отмечая при этом характерные признаки типов, к
которым они относятся. В конце этой работы учащиеся делают вывод о том, что тип
Круглые черви так же, как и тип Плоские черви, объединяет трехслойных
многоклеточных животных, обладающих двусторонней симметрией тела и
кожно-мускульным мешком, но в отличие от последних имеющих первичную полость
тела, анус и разделение полов.
Для закрепления знаний, полученных на занятии, преподаватель предлагает
учащимся игру «Узнай, чей признак», которая заключается в разделении признаков,
перечисляемых учителем, на характерные для плоских червей (поднять правую
руку), круглых червей (поднять левую руку), обоих типов червей (поднять обе
руки) и признаки, у червей отсутствующие (все руки опущены).
Предлагается тест, состоящий из 17 вопросов.*
1. Тело плоское, иногда состоит из члеников.
2. Тело круглое в поперечном сечении.
3. Двусторонняя симметрия тела.
4. Лучевая симметрия тела.
5. Тело состоит из экто- и энтодермы.
6. Тело состоит из трех слоев клеток.
7. Имеется кожно-мускульный мешок.
8. Имеется первичная полость тела, заполненная полостной жидкостью.
9. Имеется паренхима.
10. Полости тела нет.
11. Имеются только продольные мышцы в кожно-мускульном мешке.
12. Пищеварительная система замкнутого типа.
13. Имеется анальное отверстие.
14. Нервная система лестничного типа.
15. Гермафродиты.
16. Раздельнополые.
17. Дыхание осуществляется всей поверхностью тела.
В конце игры учащиеся перечисляют признаки, характерные для того или иного
типа червей, сравнивают их и делают вывод о более сложном строении круглых
червей по сравнению с плоскими.
При закреплении знаний о цикле развития аскариды учитель предлагает,
используя схему ее жизненного цикла, объяснить, каким образом в кишечнике,
который был предварительно освобожден от аскарид с помощью химических средств
(и в дальнейшем зараженный человек соблюдал правила личной гигиены), снова
через некоторое время были обнаружены аскариды. Учащиеся связывают этот факт с
кислородным этапом развития личинки, проходящим в легких, откуда они не были
удалены, и делают вывод о соблюдении гигиенических норм для предупреждения
повторного заражения.
В конце урока учащиеся под руководством учителя отмечают приспособления
паразитических червей к среде обитания: наличие органов удержания в теле
хозяина, плотные покровы тела, предохраняющие червей от переваривания, большая
плодовитость, сложный цикл развития и слабая развитость или отсутствие
некоторых систем внутренних органов.
Таким образом, учащиеся осознанно усваивают экологические понятия о
приспособлении паразитических червей к среде обитания. Кроме того, у учащихся
складываются представления о необходимости соблюдения правил личной гигиены при
работе с землей и перед приемом пищи.