Урок 4. Заболевания
сердечно-сосудистой системы (органов кровообращения), их предупреждение. Первая
помощь при кровотечениях
Задачи: научить учащихся распознавать виды
кровотечений, оказывать первую помощь при повреждении сосудов; раскрыть вредное
влияние никотина и алкоголя на сердечно-сосудистую систему; показать роль
тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики
сердечно-сосудистых заболеваний; обобщить знания по теме «Система органов
кровообращения».
Оборудование: демонстрационные таблицы «Схема
кровообращения»; «Значение тренировки сердца»; «Влияние алкоголя, никотина на
сердечно-сосудистую систему» (из серии «Таблицы по гигиене»); бинты, жгуты
резиновые, палочки; видеоматериалы; муляжи (куклы).
? Какие меры первой помощи помогут предупредить
потери крови при повреждении сосудов?
Методические рекомендации
I. Изучение нового материала
1. Причины заболеваний органов кровообращения. (Беседа об
особенностях строения органов системы кровообращения; ритме работы сердца;
регуляции деятельности органов кровообращения; причинах, способных нарушить
регуляцию, – чрезмерные нагрузки, нарушения образа жизни, никотин, алкоголь,
стрессы и т.д.)
2. Влияние никотина, алкоголя и других факторов среды на
сосуды и сердце, их работу. (Беседа с элементами рассказа учителя с
использованием таблиц, видеоматериалов; формулирование выводов о здоровом
образе жизни.)
3. Значение тренировки сердца и сосудов. (Рассказ с
элементами беседы, демонстрация приемов самомассажа, использование таблицы
«Тренировка сердца», сообщения учащихся о спортсменах и др.)
4. Первая помощь при кровотечениях. (Практическая работа с
участием школьного врача или другого медработника по формированию умений и
навыков оказания первой помощи при различных кровотечениях.) Самостоятельная
работа с учебником и рисунками; подготовка к зачетному тестированию с показом
навыков на муляжах или куклах.)
III. Закрепление знаний о заболеваниях органов
кровообращения, первой помощи при поражении сосудов.
1. Составление таблицы в тетради.
2. Чем различаются сердце и сосуды тренированного и
нетренированного человека? (Беседа с учащимися.) Проверка усвоения навыков
оказания первой помощи при кровотечениях. (Групповая работа с
карточками-заданиями; показ на куклах.)
IV. Задание на дом: повторить тему «Кровь и лимфа».