ТЕОРИЯ: 1. Видео лекция "Плауны. Хвощи" 2. Видео лекция "Папоротники"
УЧЕБНЫЕ ФИЛЬМЫ: 1. размножение хвоща 2. размножение папоротников. 3. Цикл развития папоротника 4. особенности плаунов 5. Хвощи 6. Древние вымершие папоротники 17 . Старый учебный фильм "Папоротники. Хвощи. Плауны"
ТЕОРИЯ: 1. Папоротники (википедия)
Папоротники, хвощи, плауныОсобенности:
- Имеют не только стебель и листья, но и корневище, а от них отходят корни, хорошо развитые ткани.
- Были широко распространены в каменноугольном периоде, именно из них образовались залежи каменного угля.
-
Размножаются спорами (бесполое размножение), из споры вырастает небольшая зеленая пластинка заросток - это зеленая пластинка размером с копейку,
он производит гаметы (яйцеклетки и плавающие сперматозоиды). После
оплодотворения образуется зигота, из которой вырастает новое растение
(производящее споры).
- Для размножения необходима вода.
- Это травянистые растения, лишь в тропических поясах встречаются древесные формы.
- Из древних папоротников образовался каменный уголь.
- Литься сильно разветвленные называются вайи.
- На листьях развиваются спорангии
- В цикле развития преобладает спорофит - это взрослый папоротник.
- Папоротники -самые многочисленные растения. Их даже больше, чем голосеменных.
- Предпочитают теплые и влажные места.
Значение папоротникообразных:
1. Древнейшие папоротникообразные растения оставили нам драгоценное наследие в виде каменного угля. 2. Каменный уголь является не только важным источником энергии, но и ценным химическим
сырьем. Для получения пластмасс, тканей, смол, лекарств, красок,
взрывчатых веществ и даже в парфюмерии. 3. Литься папоротника можно использовать, как декоративное украшение. 4. Существуют съедобные формы папоротников. 5. Из спор плаунов готовили присыпку для малышей. 6. Хвощи можно использовать в качестве наждачной бумаги. 7. Хвощи и планы оказывают вяжущее и мочегонное действие. 8. Эти растения являются неотъемлемым компонентом растительного сообщества.
ПРОВЕРЬ ЗНАНИЯ: 1. тесты 2. Тесты по ботанике 3. Интерактивные тесты
Задание:
Установите, в какой хронологической последовательности появились на Земле основные группы растений.
А) зеленые водоросли
Б) хвощевидные
В) семенные папоротники
Г) риниофиты
Д) голосеменные
1. Какой орган в процессе эволюции растений впервые появился у папоротников?
А) корень
Б) лист
В) стебель
Г) цветок 2. У папоротников, в отличие от мхов,
А) из проросшей споры развивается заросток
Б) происходит чередование полового и бесполого поколений
В) бесполое размножение происходит с помощью спор
Г) оплодотворение невозможно без воды
3. Усложнение в строении папоротников по сравнению с мхами состоит в появлении у них
А) стеблей
Б) листьев
В) корней
4. Споры папоротника - специализированные клетки, с помощью которых осуществляется
А) бесполое размножение
Б) вегетативное размножение
В) почкование
5. Готовыми органическими веществами питаются
А) грибы
Б) папоротники
В) водоросли
Г) мхи
6. В отличие от папоротников, у голосеменных растений НЕ происходит
А) оплодотворение
Б) образование семян
В) размножение спорами
Г) развитие зародыша из зиготы
7. Какова главная причина процветания древних папоротников в каменно-угольном периоде
А) отсутствие консументов
Б) чередование поколений при размножении
В) господство тёплого и сухого климата
Г) повышенное содержание углекислого газа и влаги
8. Плоды и цветки в процессе эволюции появились у
А) покрытосеменных
Б) голосеменных
В) папоротников
Г) водорослей
9. У каких растений отсутствуют ткани
А) папоротников
Б) водорослей
В) покрытосеменных
Г) голосеменных
10. О возникновении папоротников в истории природы Земли свидетельствует
А) существование травянистых и древесных форм
Б) наличие их отпечатков и окаменелостей
В) их способ размножения
Г) их современное многообразие
Г) регенерация
Г) ризоидов
Задание 2.
Допишите предложение:
1.Растения, относящиеся к
указанным отделам (плауны, хвощи, папоротники), произошли от
_______________ и процветали на Земле более ______________ лет назад.
2. Современные растения –
потомки вымерших ________ лесов, которые образовали такое полезное
ископаемое, как _______________ _____________.
3. В лесах умеренной
зоны у папоротников ___________ стебель, который находится в ______ и
представляет собой ___________. В стебле хорошо развита ___________
ткань, между пучками которой располагаются клетки __________ ткани;
имеются ________ корни.
4. Листья вырастают из
_______ ________; они обладают верхушечным ростом, достигают _____
размеров и выполняют функции ________ и __________.
5. Оплодотворение у них возможно только в ____________.
6. В жизненном цикле папоротников наблюдается _________ стадий ________ и __________, причем преобладает ____________. Задания № 3.
Какие
из этих утверждений верны?
•Папоротникообразные
– исключительно небольшие травянистые растения
•Папоротникообразные
– высшие растения v
•Среди
папоротникообразных имеются древесные растения v
•Папоротникообразные
– низшие растения
•Папоротникообразные
распространяются спорами v
•Папоротникообразные
распространяются спорами •Спорофит
папоротникообразных растений, имеющий побеги и корни, а гаметофит – зеленая
пластинка, не имеющая вегетативных органов
v
•Органы
полового размножения папоротникообразных называются спорангии
•Женские
органы полового размножения папоротникообразных называются архегонии v
•Мужские
органы полового размножения называются антеридии v
|