Урок 3. «Многообразие кольчатых
червей, их экология и значение.
Общая характеристика типа»
Цель занятия: изучить многообразие кольчатых червей, их распространение и
значение в природе и хозяйственной деятельности человека; на основании
пройденного материала дать общую характеристику типа Кольчатые черви.
Занятие начинается с повторения материала об особенностях внешнего строения
дождевого червя.
Изучение нового материала осуществляется методом рассказа с заполнением
таблицы – учителем на доске, а учащимися – в рабочих тетрадях.
По мере заполнения таблицы учащиеся узнают о широком распространении
кольчатых червей в морях, об их приспособленности к обитанию в водной и
почвенной средах и разнообразном образе жизни. При этом преподаватель
демонстрирует влажные препараты или живых животных. Он обращает внимание
школьников на их внешнее сходство с дождевым червем, изученным на предыдущем
занятии, а затем предлагает найти различия в строении разных кольчатых червей.
При рассмотрении пескожила необходимо отметить особенности его образа жизни
(роет норки в песке или иле) и указать на слабое развитие головного конца тела
этого червя. Важно также сообщить учащимся, что пескожил имеет специальные
органы дыхания – жабры, расположенные на лопастях, которые можно
продемонстрировать на влажном препарате. При этом учащиеся повторяют строение
кровеносной системы дождевого червя и делают вывод о том, что в жабрах происходит
обогащение крови кислородом и выделение в воду углекислого газа. Находящиеся в
них тончайшие кровеносные сосуды – капилляры, увеличивают площадь газообмена.
То же необходимо отметить и при рассмотрении особенностей дыхания трубочника,
так же как и способность этого червя производить особые дыхательные движения,
вызывающие приток к телу свежей воды. Это позволяет трубочнику жить на дне
заиленных водоемов.
При рассмотрении половой системы названных животных необходимо отметить, что
среди кольчатых червей встречаются и раздельнополые, и гермафродиты. В связи с
этим учитель обращает внимание на различия в строении (наличие или отсутствие
пояска) и функционировании половой системы при оплодотворении и образовании
(или отсутствии) кокона. Учащиеся вспоминают определения «гермафродит» и
«кокон», связывая их с конкретными животными, изученными ранее.
Завершая заполнение таблицы, учащиеся дают характеристику систематическому
положению животных, используя при этом карточки, подготовленные заранее, и
делают вывод о том, что тип Кольчатые черви объединяет высших червей,
приспособленных к жизни в различных средах обитания.
Далее учитель продолжает читать «письмо»: «Для расширения кормовой базы
осетровых рыб нереиды из Азовского моря были перевезены в Каспийское. В
1939–1941 гг. на самолетах перевезли 65 тыс. нереид. Руководил этими работами
академик Л.А. Зенкевич. Нереиды на Каспии прижились, размножились и служат
теперь важным кормом для рыб, которые съедают за год не меньше 2 млн ц червей.
Если бы мы захотели вывезти такое количество нереид из Каспия, нам бы пришлось
взять товарный состав почти в 13 тыс. вагонов, а длина его была бы около 120
км».
Второе письмо «пришло из Средней Азии» и в нем сообщается о том, как опасно
пить воду из естественных водоемов: «Наш товарищ Карим решил глотнуть воду из
находившегося поблизости озера, после того как мы прошли довольно долгий путь в
составе каравана. Вскоре с Каримом стряслось что-то неладное: из горла пошла
кровь. Решили отвезти его в ближайший медпункт. Там с большим трудом извлекли у
Карима из глотки конскую пиявку». Учащиеся отмечают места обитания пиявок и
вред, наносимый ими. Преподаватель сообщает, что с давних пор пиявок
использовали в медицине, откуда и получила свое название медицинская пиявка.
В конце «Часа занимательной зоологии» учитель рассказывает о дождевых червях
эйзениях, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
На основании сходства изученных кольчатых червей учитель предлагает учащимся
сделать обобщение, выделив характерные признаки типа. Ученики делают следующий
вывод: тип Кольчатые черви объединяет трехслойных многоклеточных животных,
обладающих двусторонней симметрией тела, кожно-мускульным мешком, вторичной
полостью тела, в которой находится кровеносная система замкнутого типа.
Для закрепления материала преподаватель предлагает задания, текст которых
записывает на доске, а учащиеся в тетрадях ставят цифру и окончание
соответствующего предложения2 .
Задание № 1
1. Группа сходных органов, выполняющих сходные функции, называется
.............. .
2. Системы внутренних органов дождевого червя расположены в ............... .
3. Пищеварительная система дождевого червя начинается .......... и
заканчивается ............... .
4. Процесс восстановления утраченных или поврежденных частей тела называется
.............. .
5. Дождевой червь цепляется при движении за неровности почвы при помощи
................. .
Задание № 2
1. Группа сходных по строению и функции клеток называется ....... .
2. Ответная реакция организма на раздражение при участии нервной системы
называется ................. .
3. Кровеносная система дождевого червя состоит из ........... .
4. Часть тела, имеющая определенное строение и выполняющая определенную
функцию, называется ............... .
5. Кожно-мускульный мешок дождевого червя состоит из ........... .
В конце работы учитель сообщает правильные ответы, а учащиеся выставляют
себе отметки (самоконтроль), исходя из пятибалльной системы и снижая оценку на
один балл при каждом неправильном ответе.
В нашей гимназии большое внимание уделяется вопросам интеграции различных
учебных курсов. В частности, учителями гимназии был разработан спецкурс
«Экология на английском языке», предназначенный для учащихся биолого-химических
классов. Такая интеграция позволяет находить новые пути для углубленной
подготовки учащихся гимназии к поступлению в вузы. В учебном пособии по
зоологии на английском языке3 отсутствует лабораторный практикум, и наш
курс призван восполнить этот недостаток.
Обучение без домашнего задания и широкое введение практических работ с
отработкой теоретического материала, полученного на лекциях, позволяют
закрепить знания по предмету с максимальной эффективностью. А проведение
занятия на иностранном языке повышают уровень исследования и интерес к
изучаемому предмету.
Ниже приведена лабораторная работа, посвященная изучению внешнего строения
дождевого червя, в ходе которой учащиеся не только выполняют соответствующие
задания, но и используют активную лексику английского языка для общения между
собой и с преподавателем, а также для объяснения полученных результатов.
Практическая работа. «Наблюдение за
поведением дождевого червя»
Цель работы: Наблюдение за поведением дождевого червя, предвижением.
Оборудование: дождевые черви в садках; суховоздушный термостат;
дистиллированная вода; термометр; 10%-ный раствор NaCl; секундомер или часы с
секундной стрелкой.
ХОД РАБОТЫ
1. Присыпьте дождевого червя в садке на 1–2 см слоем слегка увлажненной
земли. Понаблюдайте и отметьте характер перемещений червя в почве.
2. Добавьте в садок 100 мл дистиллированной воды комнатной температуры, переувлажнив
почву, и отметьте время, которое необходимо червю, чтобы достигнуть
поверхности.
3. Поместите садок с червем в суховоздушный термостат при температуре +40°С
и отметьте время, через которое червь достигнет дна садка.
4. Понаблюдайте за поведением червя при добавлении в почву 10%-ного раствора
NaCl и отметьте характер его перемещений в садке.
5. Сделайте вывод о степени влияния различных экологических факторов среды
на организм геобионта и об условиях его обитания в почве.
Учащиеся выполняют это задание по группам и после проведения работы
сравнивают результаты своих наблюдений за различными особями кольчатого червя.