Сайт учителя биологии Матвеевой Ирины
 Чувашия, Новочебоксарск, МОУ "СОШ № 17"
 
      
Вторник, 19.03.2024, 09:07           

Меню сайта

Форма входа

Новости

Статистика сайта
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Жизнь сайта

счетчик

Карта визитов

Посетители сайта
free counters -->

Друзья
Фотогалерея Птицы Чувашии Презентации по биологии

Кнопка моего сайта

Архив записей
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Урок 3. «Многообразие кольчатых червей, их экология и значение.
Общая характеристика типа»

Цель занятия: изучить многообразие кольчатых червей, их распространение и значение в природе и хозяйственной деятельности человека; на основании пройденного материала дать общую характеристику типа Кольчатые черви.

Оборудование: влажные препараты «Пескожил», «Пиявка», «Внутреннее строение дождевого червя», таблица «Тип Кольчатые черви», рельефная таблица «Дождевой червь».

Занятие начинается с повторения материала об особенностях внешнего строения дождевого червя.

Изучение нового материала осуществляется методом рассказа с заполнением таблицы – учителем на доске, а учащимися – в рабочих тетрадях.

По мере заполнения таблицы учащиеся узнают о широком распространении кольчатых червей в морях, об их приспособленности к обитанию в водной и почвенной средах и разнообразном образе жизни. При этом преподаватель демонстрирует влажные препараты или живых животных. Он обращает внимание школьников на их внешнее сходство с дождевым червем, изученным на предыдущем занятии, а затем предлагает найти различия в строении разных кольчатых червей. При рассмотрении пескожила необходимо отметить особенности его образа жизни (роет норки в песке или иле) и указать на слабое развитие головного конца тела этого червя. Важно также сообщить учащимся, что пескожил имеет специальные органы дыхания – жабры, расположенные на лопастях, которые можно продемонстрировать на влажном препарате. При этом учащиеся повторяют строение кровеносной системы дождевого червя и делают вывод о том, что в жабрах происходит обогащение крови кислородом и выделение в воду углекислого газа. Находящиеся в них тончайшие кровеносные сосуды – капилляры, увеличивают площадь газообмена. То же необходимо отметить и при рассмотрении особенностей дыхания трубочника, так же как и способность этого червя производить особые дыхательные движения, вызывающие приток к телу свежей воды. Это позволяет трубочнику жить на дне заиленных водоемов.

При рассмотрении половой системы названных животных необходимо отметить, что среди кольчатых червей встречаются и раздельнополые, и гермафродиты. В связи с этим учитель обращает внимание на различия в строении (наличие или отсутствие пояска) и функционировании половой системы при оплодотворении и образовании (или отсутствии) кокона. Учащиеся вспоминают определения «гермафродит» и «кокон», связывая их с конкретными животными, изученными ранее.
Завершая заполнение таблицы, учащиеся дают характеристику систематическому положению животных, используя при этом карточки, подготовленные заранее, и делают вывод о том, что тип Кольчатые черви объединяет высших червей, приспособленных к жизни в различных средах обитания.

Далее учитель продолжает читать «письмо»: «Для расширения кормовой базы осетровых рыб нереиды из Азовского моря были перевезены в Каспийское. В 1939–1941 гг. на самолетах перевезли 65 тыс. нереид. Руководил этими работами академик Л.А. Зенкевич. Нереиды на Каспии прижились, размножились и служат теперь важным кормом для рыб, которые съедают за год не меньше 2 млн ц червей. Если бы мы захотели вывезти такое количество нереид из Каспия, нам бы пришлось взять товарный состав почти в 13 тыс. вагонов, а длина его была бы около 120 км».
Второе письмо «пришло из Средней Азии» и в нем сообщается о том, как опасно пить воду из естественных водоемов: «Наш товарищ Карим решил глотнуть воду из находившегося поблизости озера, после того как мы прошли довольно долгий путь в составе каравана. Вскоре с Каримом стряслось что-то неладное: из горла пошла кровь. Решили отвезти его в ближайший медпункт. Там с большим трудом извлекли у Карима из глотки конскую пиявку». Учащиеся отмечают места обитания пиявок и вред, наносимый ими. Преподаватель сообщает, что с давних пор пиявок использовали в медицине, откуда и получила свое название медицинская пиявка.
В конце «Часа занимательной зоологии» учитель рассказывает о дождевых червях эйзениях, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

На основании сходства изученных кольчатых червей учитель предлагает учащимся сделать обобщение, выделив характерные признаки типа. Ученики делают следующий вывод: тип Кольчатые черви объединяет трехслойных многоклеточных животных, обладающих двусторонней симметрией тела, кожно-мускульным мешком, вторичной полостью тела, в которой находится кровеносная система замкнутого типа.
Для закрепления материала преподаватель предлагает задания, текст которых записывает на доске, а учащиеся в тетрадях ставят цифру и окончание соответствующего предложения2 .

Задание № 1

1. Группа сходных органов, выполняющих сходные функции, называется .............. .
2. Системы внутренних органов дождевого червя расположены в ............... .
3. Пищеварительная система дождевого червя начинается .......... и заканчивается ............... .
4. Процесс восстановления утраченных или поврежденных частей тела называется .............. .
5. Дождевой червь цепляется при движении за неровности почвы при помощи ................. .

Задание № 2

1. Группа сходных по строению и функции клеток называется ....... .
2. Ответная реакция организма на раздражение при участии нервной системы называется ................. .
3. Кровеносная система дождевого червя состоит из ........... .
4. Часть тела, имеющая определенное строение и выполняющая определенную функцию, называется ............... .
5. Кожно-мускульный мешок дождевого червя состоит из ........... .

В конце работы учитель сообщает правильные ответы, а учащиеся выставляют себе отметки (самоконтроль), исходя из пятибалльной системы и снижая оценку на один балл при каждом неправильном ответе.

В нашей гимназии большое внимание уделяется вопросам интеграции различных учебных курсов. В частности, учителями гимназии был разработан спецкурс «Экология на английском языке», предназначенный для учащихся биолого-химических классов. Такая интеграция позволяет находить новые пути для углубленной подготовки учащихся гимназии к поступлению в вузы. В учебном пособии по зоологии на английском языке3  отсутствует лабораторный практикум, и наш курс призван восполнить этот недостаток.
Обучение без домашнего задания и широкое введение практических работ с отработкой теоретического материала, полученного на лекциях, позволяют закрепить знания по предмету с максимальной эффективностью. А проведение занятия на иностранном языке повышают уровень исследования и интерес к изучаемому предмету.
Ниже приведена лабораторная работа, посвященная изучению внешнего строения дождевого червя, в ходе которой учащиеся не только выполняют соответствующие задания, но и используют активную лексику английского языка для общения между собой и с преподавателем, а также для объяснения полученных результатов.

Практическая работа. «Наблюдение за поведением дождевого червя»

Цель работы: Наблюдение за поведением дождевого червя, предвижением.

Оборудование: дождевые черви в садках; суховоздушный термостат; дистиллированная вода; термометр; 10%-ный раствор NaCl; секундомер или часы с секундной стрелкой.

ХОД РАБОТЫ

1. Присыпьте дождевого червя в садке на 1–2 см слоем слегка увлажненной земли. Понаблюдайте и отметьте характер перемещений червя в почве.

2. Добавьте в садок 100 мл дистиллированной воды комнатной температуры, переувлажнив почву, и отметьте время, которое необходимо червю, чтобы достигнуть поверхности.

3. Поместите садок с червем в суховоздушный термостат при температуре +40°С и отметьте время, через которое червь достигнет дна садка.

4. Понаблюдайте за поведением червя при добавлении в почву 10%-ного раствора NaCl и отметьте характер его перемещений в садке.

5. Сделайте вывод о степени влияния различных экологических факторов среды на организм геобионта и об условиях его обитания в почве.

Учащиеся выполняют это задание по группам и после проведения работы сравнивают результаты своих наблюдений за различными особями кольчатого червя.

Copyright MyCorp © Матвеева Ираида Вячеславовна