Сайт учителя биологии Матвеевой Ирины
 Чувашия, Новочебоксарск, МОУ "СОШ № 17"
 
      
Вторник, 19.03.2024, 13:50           

Меню сайта

Форма входа

Новости

Статистика сайта
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Жизнь сайта

счетчик

Карта визитов

Посетители сайта
free counters -->

Друзья
Фотогалерея Птицы Чувашии Презентации по биологии

Кнопка моего сайта

Архив записей
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Урок 1. Общий обзор организма человека

Цели урока: дать понятие об уровнях организации человеческого организма, пла­не его строения, топографии внутренних органов и полостях тела, системах орга­нов. Провести анализ конкретных связей между структурами и функциями органов и частей тела. Формировать у чащихся навыки умения работать с анатомическими таблицами, схемами и проводить наблюдения, функциональные пробы.

Оборудование: торс человека, таблицы с изображением внутренних органов чело­века, схема организма человека как единой целостной системы.

Ход урока

I. Организационный момент

П. Изучение новой темы

1.         Активизация познавательной деятельности

Наш организм. Это определение кажется настолько привычным и понятным, что мы редко задумываемся над его сущностью. И на вопрос: «Что же это все-таки такое?» - каждый ответит, очевидно, по-своему. Л как?

Учитель предлагает учащимся самостоятельно, индивидуально определить поня­тие «организм», сделав записи на листе. Через 2-3 минуты учащиеся обмениваются мнениями в паре, а затем в четверке, обсуждают и записывают одно обобщенное понятие.

 

Организм - это определенный биологический комплекс или система, реагиру­ющая как единое целое на различные изменения внешней среды. Система эта отно­сительно стабильна, несмотря на то, что состоит из многих органов. Органы, в свою очередь, состоят из тканей, ткани — из клеток, клетки - из молекул.

Молекулы, клетки, ткани, органы, системы органов - все эти «этажи» или разные «уровни» живого объединены в организме человека в единое и нераздельное целое. Как устроен и что может каждый «этаж» сам по себе, каким образом достигается четкая согласованная их деятельность?

 

2.         Рассказ учителя с использованием схемы «Организм человека как единая це­лостная система»

 


 

3.
Клетка — структурная и функциональная, генетическая единица всех живых организмов и |
все клетки имеют единый план строения

 

4.Клетки «одной специальности» объединяются в группы. Вместе с расположенными между этими клетками межклеточным веществом такие специализированные системы клеток получили название тканей.

Ткань- группа клеток и межклеточного вещества, сходных по строению и функциям.

 Все разнообразие тканей человека условно подразделяют на 4 ткани:

 эпителиальную (покровную) ткань,

соединительные,

 мышечные ткани и

 нервную.

Из нескольких тканей, среди которых одна имеет функционально ведущее
значение, складываются органы, совместная и координированная работа ко­торых обеспечивает возможность нашего существования.

 

Проделайте  опыт,

 

1) длина ладони равна длине лица (от подбородка до начала волосяного покро­ва), т. е. ладонью можно закрыть лицо;

2) длина предплечья равна длине стопы,

а длина стопы равна длине окружности кулака (следовательно, узнать, подходит ли носок, можно, если обернуть его след вокруг кисти, сжатой в кулак, а подобрать нужный размер тапочка или валенка можно, если сравнить длину подошвы обуви с длиной предплечья);

3) расстояние между кистями разведенных в сторону рук равно сумме длин обе-

их ног (определить, подходят ли брюки по длине можно, если растянуть их в разведенных руках);

 4) длина носа примерно равна длине уха, а ширина уха составляет половину его

длины.

 

Перечисленные закономерности лучше проверить дома, но при наличии времени на уроке такие измерения могут быть сделаны и в классе. Их анализ показывает, что они верны лишь приблизительно, причем у одних несоответствия будут большими,' у других меньшими. Эти отклонения являются вариантами нормы и не являются недостатками фигуры.



Орган- часть тела, имеющая определенную форму, строение, расположение и функции.

III. Закрепление изученного материала

Сформулируйте основные выводы темы.

Организм - биологическая система, реагирующая как единое целое на различные изменения внешней среды.

Человеческий организм состоит из клеток, клетки образуют ткани, ткани
— органы, органы — системы органов, а те — организм в целом.

Нервный и гуморальный механизмы обеспечивают саморегуляцию физиоло­
гических функций организма.

Орган — часть тела, имеющая определенную форму, строение, выполняющая
определенную функцию.

Функции - реакции организма, направленные на удовлетворение возникших
в нем потребностей, защиту от вредных воздействий среды и приспособление
к ней.

Между строением и функциями органов существует тесная взаимосвязь.

Физиологические системы органов человека: покровная, опорно-двигатель­
ная, пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, половая,
эндокринная, нервная.

Домашнее задание

Уч. К.: § 6, термины, вопросы после параграфа, конспект урока, знать расположе­ние внутренних органов.

Уч. Б.: § 1,4, 5, термины, вопросы после параграфа, конспект урока, знать распо­ложение внутренних органов индивидуально.

Уч.Д.:§2,4,5

Заполните таблицу в тетради. Таблица. Строение и функции систем органов

Название системы  Органы, из которых она состоит   Функции    

Copyright MyCorp © Матвеева Ираида Вячеславовна