Сайт учителя биологии Матвеевой Ирины
 Чувашия, Новочебоксарск, МОУ "СОШ № 17"
 
      
Вторник, 19.03.2024, 09:36           

Меню сайта

Форма входа

Новости

Статистика сайта
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Жизнь сайта

счетчик

Карта визитов

Посетители сайта
free counters -->

Друзья
Фотогалерея Птицы Чувашии Презентации по биологии

Кнопка моего сайта

Архив записей
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

ТЕОРИЯ:
1. Видео лекция "Корень"
2. Видео лекция "Строение корня"
3. Видео лекция "Видоизмененные корни"
1. Теория по теме "Корень"
2. Теоретический материал

Смотрите учебные фильмы:
1. Рост корня
2. Строение корня
3. Рост корня в толщину
4. Ткани корней
5. Функции корня
6. Строение и роль корневого волоска
7. Геотропизм
8. опыт по дыханию корней
9. Луковица- видоизмененный побег
Тесты:
1. Тесты
2. В режиме онлайн
3. тест "Зоны корня"
ТЕСТЫ ПО БОТАНИКЕ

ИНТЕРАКТИВНЫЕ КАРТОЧКИ:
1. Внутреннее строение корня
2. Зоны корня
3. РОст корня
К О Р Е Н Ь
Корень
- осевой вегетативный орган растения, обладающий неограниченным верхушечным ростом, положительным геотропизмом, имеющий радиальное строение и никогда не несущий листьев. Верхушка корня защищена корневым чехликом.
Значение корня
- закрепление растения в почве, поглощение воды и минеральных солей, запасание органических веществ, синтез аминокислот и гормонов, дыхание, симбиоз с грибами и клубеньковыми бактериями, вегетативное размножение (у корне-отпрысковых растений).
Главный корень
- корень, развивающийся из зародышевого корешка.
Придаточный корень
- корень, развивающийся от стебля или листа.
Боковой корень
- ответвление главного, бокового или придаточного корня.
Корневая система
- совокупность всех корней растения, расположенных в почве, в воздухе, в воде или в теле растения-хозяина (у паразитирующих видов).
Система главного корня
- главный корень со всеми боковыми корнями и их ответвлениями.
Система придаточных корней
- придаточные корни со всеми боковыми корнями и их ответвлениями.
Стержневая корневая система
- корневая система с хорошо выраженным главным корнем стержневой формы.
Мочковатая корневая система
- корневая система, представленная в основном придаточными корнями, у которой не выделяется главный корень.
Корнеплод
- видоизмененный утолщенный главный корень, несущий при основании укороченный побег и выполняющий функцию запасания питательных веществ (морковь).
Корневой клубень
- видоизмененный утолщенный боковой или придаточный корень, выполняющий функцию запасания питательных веществ (георгин).
Зоны корня
- структуры, последовательно сменяющие друг друга по мере роста'корня в длину.
Зона деления
- конус нарастания, представленный верхушечной образовательной тканью, обеспечивающей рост корня в длину за счет непрерывного деления клеток.
Зона растяжения
- зона корня, где увеличивается размер клеток и начинается их специализация.
Зона всасывания
- перемещающаяся по мере роста зона, где происходит специализация клеток в различные ткани и всасывание воды из почвы при помощи корневых волосков.
Зона проведения
- зона корня, расположенная выше зоны всасывания, где по сосудам передвигаются вода и минеральные соли, а по ситовидным трубкам углеводы. Корень в этой зоне покрыт пробковой тканью.
Корневой чехлик
- защитное, постоянно обновляющее клетки образование на верхушке растущего корня.
Источник:
http://bono-esse.ru/blizzard/A/Posobie/Gloss/02.html

      
ШПАРГАЛКА.
Источник: http://www.hpora.ru/
Корень - подземная часть вегетативного тела растения, закрепляющая его в почве. Появился впервые у сосудистых растений.

Функции корня:

1. Поглощающая - вода с растворенными в ней веществами переносится через ксилему к надземным органам, где включается в процессы фотосинтеза.
2. Проводящая - через ксилему и флоэму корня происходит движение воды и питательных веществ.
3. Запасающая - синтезированные органические вещества по флоэме возвращаются из наземных органов в корень и запасаются.
4. Синтетическая - в корне синтезируются многие аминокислоты, гормоны, алкалоиды и др.
5. Якорная - закрепляют растение в грунте.

В корне различают главный корень и боковые корни. Первичный корень закладывается еще в зародыше, он ориентирован вниз и становится у голосеменных и цветковых растений главным. Боковые корни формируются на главном.

Корень - осевой орган, обладающий радиальной симметрией и неопределенно долго нарастающий в длину, благодаря деятельности апикальной (верхушечной) меристемы. От стебля он отличается тем, что на нем никогда не нарастают листья, а апикальная меристема прикрыта чехликом.


Типы корневых систем:

* Стержневая корневая система - включает главный и боковые корни, характерна для двудольных цветковых и голосеменных растений.
* Мочковатая - формируется из придаточных корней, которые вырастают из нижней части побега.

Почва, ее значение для жизни растений:

Почва состоит из твердых частиц, образующихся из материнской породы, тип которой определяет минеральный состав почвы. Содержание в почве воды - главный фактор для развития растений. Наиболее благоприятными для удержания воды считаются почвы, состоящие из частиц разного размера. Живые компоненты почвы (микроорганизмы, грибы, беспозвоночные и мелкие позвоночные животные) способствуют улучшению плодородия почв. Так, азотфиксирующие бактерии и сине-зеленые водоросли обогащают почву связанным азотом, микоризообразующие грибы стимулируют минеральное питание растений. Очень важно наличие в почве органических остатков, которые постоянно подвергаются минерализации микроорганизмами и являются непрерывным источником почвенного питания. Чем больше органических остатков в почве, тем она плодороднее.

Внутреннее строение корня. Проводящая система корня (ситовидные трубки и сосуды) радиально расположена в центре корня, образуя клетками основной ткани осевой цилиндр. По сосудам происходит транспорт воды с растворенными в ней веществами к наземным органам растения от корневых волосков. Между тяжами сосудов находятся ситовидное трубки. Они служат для транспортировки органических растворов от наземной части.растения к клеткам корня. Цежду флоэмой и ксилемой расположена образовательная ткань- камбий, клетки которого,непрерывно делятся, обеспечивая рост корня в толщину. Всасывание воды с растворенными в ней веществами осуществляется в зоне корневых волосков. Корневой волосок — это вырост клетки, он живет около 20 дней и заменяется новым.

Зоны корня на продольном разрезе:

1. Корневой чехлик:
2. Зона деления - делящиеся клетки образовательной ткани.
3. Зона роста — осуществляет рост корня в длину.
4. Зона всасывания - расположена выше зоны роста. Ее поверхность покрыта выростами наружных клеток - корневыми волосками, которые всасывают из почвы воду с растворенными в ней веществами. Корневые волоски покрыты слизью, которая растворяет минеральные частицы почвы, и корни прочно сцепляются с субстратом. В этой зоне закладываются боковые корни.
5. Зона проведения - в центре корня находится проводящая ткань, образованная древесиной (ксилемой) и лубом (флоэмой). Для зоны характерен постоянный рост. На ее долю приходится большая часть длины корня. Здесь корень утолщается, благодаря делению клеток камбия. В зоне проведения корень ветвится.
Зоны корня

Зона корня

Особенности клеток

Какой тканью образована

Функция

Корневой чехлик

Клетки мертвые, легко ослизняются

покровная

Защищает от механических повреждений, слизь способствует продвижению  корня в почве

Зона деления

Клетки мелкие, постоянно делятся

образовательная

Клетки постоянно делятся, обеспечивая рост корня  

Зона роста

Клетки молодые, растут, то есть удлиняются

образовательная

Клетки растягиваются, за счет них корень растет в длину

Зона всасывания

Зона представлена корневыми волосками. Корневой волосок – это вытянутая клетка

Основная, всасывающая

Корневые волоски всасывают растворенные в воде минеральные соли

Зона проведения

Зона представлена сосудами – это мертвые клетки

проводящая

По сосудам корня растворенные в воде минеральные вещества двигаются снизу вверх по стеблю



Видоизменения корней
.
 Корнеплоды. вследствие сильного разрастания паренхимы или за счет деятельности дополнительных слоев камбия происходит утолщение корня, его видоизменение в корнеплод. У редьки, свеклы и репы большая часть корнеплода образована разросшимся основанием стебля; у моркови, наоборот, главную часть корнеплода формирует главный корень. Корнеплоды приспособлены для запасания питательных веществ.
Другие видоизменения: корнеклубни (георгин),
воздушные корни (кукуруза).
корни-прицепки (плющи)




 

Контрольные вопросы

 

  1. Что такое корень?
  2. Какие функции выполняет корень?
  3. Какие выделяют виды корней?
  4. Что такое корневая система?
  5. Какие типы корневых систем выделяют у однодольных растений? двудольных растений?
  6. Из каких зон состоит корень? Какую функцию выполняет каждая из них?
  7. Что представляет собой корневой чехлик? Охарактеризовать его функции и особенности строения.
  8. Какие видоизмененные  корни вы знаете?
  9. В чем сходство и отличие в строении корня моркови, редьки и свеклы?

Использованы рисунки с сайта учителя биологии Лукьянова А.Ю.
Copyright MyCorp © Матвеева Ираида Вячеславовна