Сайт учителя биологии Матвеевой Ирины
 Чувашия, Новочебоксарск, МОУ "СОШ № 17"
 
      
Вторник, 19.03.2024, 06:51           

Меню сайта

Форма входа

Новости

Статистика сайта
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Жизнь сайта

счетчик

Карта визитов

Посетители сайта
free counters -->

Друзья
Фотогалерея Птицы Чувашии Презентации по биологии

Кнопка моего сайта

Архив записей
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

 

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.  Выступление на городском методическом объединении биологов.

 

ТЕСТИРОВАНИЕ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

 

            Одна из важнейших проблем организации учебной деятельности является создание системы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся. В процессе контроля выявляются достижения школьников в области ЗУН, знания закрепляются, уточняются, систематизируются, а на основе полученных знаний корректируется процесс изучения нового материала.

            Как организовать проверку знаний, чтобы она выполняла возложенные на нее функции? Как правильно определить место и время проверки? Какие методы и приемы при этом использовать? Как с наименьшими потерями времени проверить знания каждого ученика? Эти, и наверное, другие вопросы встают перед учителем, особенно молодым, начинающим свою педагогическую деятельность.

            Я считаю, что тестирование, как одна из форм программированного опроса поможет решить часть этих вопросов.

 

 Преимущества тестирования в процессе обучения школьников очевидны:

·        Тесты- это удобный инструмент для поурочного и тематического контроля знаний. Экономит время и позволяет объективно оценить знания.

·        Обеспечивает учащимся необходимый уровень усвоения основных биологических понятий, включенных в минимум биологического образования.

·        Формируют навыки учащихся по работе с учебным материалом, извлечению информации.

·        Формируют практический опыт учащихся по работе с контрольно- измерительными материалами для ЕГЭ и централизованного тестирования.

·        Повышает плотность опроса и накопляемость оценок в журнале.

·        Помогает учителю варьировать методику и технологию проведения урока в соответствии с задачами контроля, сложности изучаемого материала, психологических и возрастных особенностей учащихся.

·        Позволяют организовать взаимоконтроль, самоконтроль и самооценку знаний учащимися. 

·        Тесты, однажды приготовленные учителем значительно облегчают деятельность учителя, вносят разнообразие вы методику работы.

 

Причиной низкого качества знаний учащихся является нарушение объективного закона усвоения знаний, когда на уроке деятельность учащихся сводится лишь к восприятию излагаемых учителем и не остается времени на осмысление, применение на практике и проверку знаний, умений. Существует простая истина: все этапы усвоения знаний и умений должны выполняться каждым учеником, его умственным трудом, хотя и под руководством учителя.

 

Методы опроса и контроля знаний.

            Основным этапом урока является опрос и повторение изученного материала. Это обязательная часть урока, на котором учитель имеет возможность контролировать, корректировать, оценивать уровень знаний. На традиционном уроке опрос занимает 15 минут в начале урока. Существует много методов опроса. Я в основном использую индивидуальный опрос. От ученика требую полный развернутый ответ. Считаю, что такая форма опроса развивает монологическую речь, память, мышление, умение делать выводы, обобщать, публично выступать. Отвечают 2- 3 ученика. Они вызываются одновременно, чтобы успели обдумать свой ответ и психологически подготовиться. Ведь неожиданный подъем ученика с места и вызов его к доске пугает детей, приводит к замешательству, вызывает  возбуждение нервной системы. Они теряются, не могут ясно выразить вою мысль. С этой целью отвечающим предварительно раздаю карточки с вопросами. Вопрос, произнесенный учителем вслух воспринимаются плохо, забывается, учащиеся переспрашивают вопрос заново. А видя конкретный вопрос на карточке с пояснительными рисунками, школьник имеет лучше подготовиться у доски.

            К сожалению, время опроса ограниченно и трудно опросить большое число учащихся. Поэтому использую и другие методы опроса, например, экспресс -проверка биологических терминов, законов, понятий.

Считаю, что знание биологических понятий и создает основной каркас, базис биологических знаний. Из урока в урок постоянное воспроизведение одних и тех же терминов помогает запомнить их даже слабым учащимся. После многократного повторения доверяю сильным ученикам проверить знания одноклассников и оценить их знания. Такой параллельный опрос помогает быстро опросить еще 2- 3 учеников. Использование поурочных тестов дополнительно помогает выставить оценки еще 2- 3. Таким образом, за 15 минут  у меня есть возможность опросить 5- 7 человек .

            При тестировании выявляются как знания, так и незнания учащихся, что достигается посредством системы заданий, нацеленных на  отделение знаний и незнания у каждого тестируемого. Учитель может определить пробелы в знаниях учащихся по тем или иным вопросам темы.

 

Применение тестов на уроках.

            Тесты можно эффективность использовать на любом этапе урока. Это зависит от целей, методики, целей контроля. Тесты обязательно должны легко зрительно восприниматься и ни в коем случае нельзя читать тесты. На слух не воспринимаются вопросы, учащиеся переспрашивают. Учитывая это всегда использую карточки, листы  с тестами. Их можно размножить в любом количестве, корректировать.

·        Поурочный контроль. Карточки с тестами предлагаются на этапе опроса домашнего задания. Тесты  включают вопросы репродуктивного характера, а так же требующие логического мышления и применения знаний в новой ситуации. Тесты легко, быстро оцениваются учителем или учеником по ключу- ответу. Позволяет увеличить число опрошенных учеников и накопялемость оценок. 

·        Закрепление материала.  Закрепление- обязательная часть урока, так как на этом этапе в сознании учащихся происходит обобщение и систематизация информации. На данном тапе можно не оценивать знания, так как материал усвоен не в полной мере. Позволяет каждому ученику выявить свои пробелы в определенном вопросе, чтобы дома обратить на это большее внимание. Можно провести обсуждение тестов, расширить представление о предмете обсуждения. При этом для проецирования тестов можно использовать технические средства обучения.

·        Обучающая роль тестов. Тесты можно использовать при изучении новой темы при работе с учебником или пособием. После проработки текста в план, тезисы, схемы. Вопросы тестов при этом направляют деятельность учащихся, помогают выявить главное, обратить внимание на детали.

Например, при изучении темы «Ткани в организме человека» (9 класс) можно предложить карточку – задание:

Пользуясь учебником, из перечня тканей и свойств (1- 10) выберите и зашифруйте правильные ответы на вопросы  ( А- Ж):

Вопросы:

А. Какие ткани образуют скелет, хрящи?

Б. Какой тканью образованы потовые железы?

В. Какими тканями образована кожа?

Г. Какой тканью выстлана ротовая полость?

Д. Какие свойства характерны для нервной ткани?

Е. Какие свойства характерны для мышечных тканей?

Ж. Какая ткань состоит из звездчатых клеток?

Ответы:

1.      эпителиальная секреторная ткань.

2.      Эпителиальная покровная ткань.

3.      Мышечная ткань.

4.      Нервная ткань

5.      Возбудимость и сократимость.

6.      Возбудимость и проводимость.

7.      Упругая волокнистая соединительная ткань.

Эти карточки можно использовать в следующий раз, но уже при проверки знаний.

·        Тематический контроль и итоговая аттестация.

Использую тестирование как форму итоговой аттестации и тематической проверки знаний. Мною составлены контрольные работы по всем темам биологии за 6- 11 класс. Тесты включают варианты с  вопросами среднего и повышенного уровня. Эту работу я веду с 1999 года. Накоплен огромный материал. Контрольные работы расположены по папкам, темам, разделам. Каждая контрольная работа имеет 2 варианта, ключ к ответу.

 

Проверка и оценка тестов.

            Для проверки тестов готовлю карточку с ключом. Здесь же имеется и критерии оценок. Например, 90 – 100 % правильных ответов – оценка «5», 70- 90 % - «4», 50- 70 % - «3», менее 40 %- «2».

 

Недостатки тестов.

            Ни один из методов не является абсолютно универсальным.  Любой метод  имеет преимущества и недостатки одновременно. Поэтому творческий учитель будет использовать разнообразные методы, приемы и формы. Все познается в сравнении и постепенно учитель сам выбирает наиболее оптимальные для себя формы работы, руководствуясь принципами активизации и оптимизации обучения, творчески совершенствуя их по форме и содержанию.

            Работая с тестами я столкнулась и с недостатками тестов:

·        В связи со спецификой биологии нередко трудно дать единственно правильный ответ. Такие вопросы с не однозначным ответом лучше исключить из тестирования.

·        Большая возможность списывания, когда можно на пальцах показать ответ.

·        Не отражает глубокие и объективные знания учащихся, не позволяет проследить логику и способность умозаключения ученика.

·         

Список составленных мной

контрольных работ по биологии и экологии:

 

9 класс. « Биология. Человек»                       6 класс. «Биология. Растения»

«Ткани в организме человека»                          «Корень»

«Нервная система»                                              «Побег»

«Кровь»                                                                « Цветок и соцветия»

«Кровообращение»                                             «Плоды»

«Пищеварение»                                      «Семейства цветковых растений»               
«Обмен веществ»                                                «Водоросли»

«Кожа»                                                                  «Мхи»

«Выделительная система»                                  «Папоротникообразные»

«Органы чувств»                                                

«Опора и движение»                                          7 класс. «Биология. Животные»

10 класс. « Общая биология.                          «Кишечнополостные»

«Эволюционное учение»  

«Развитие органического мира»                «Плоские, круглые и кольчатые черви»

«История развития жизни на Земле»         «Членистоногие»

«Происхождение человека»                       «Класс рыбы»

Итоговая контрольная работа .                     «Класс земноводные»

                                                                         «Класс пресмыкающиеся»

10 класс. Экология.                                     «Класс птицы»

« Аутэкология»                                               «Класс млекопитающие»

«Демэкология- экология популяций»

«Синэкология- экология сообществ»

итоговая контрольная работа по разделу «Экология»

 

11 класс. Биология.

«Учение о биосфере»

«Клеточная теория. Строение клетки»

«Химический состав клетки».

«Обмен веществ в клетке»

«Размножение и индивидуальное развитие организма».

« Основы генетики»

«Генетические задачи».

«Селекция растений и животных»

«Итоговая контрольная работа.

Copyright MyCorp © Матвеева Ираида Вячеславовна