Сайт учителя биологии Матвеевой Ирины
 Чувашия, Новочебоксарск, МОУ "СОШ № 17"
 
      
Вторник, 19.03.2024, 10:56           

Меню сайта

Форма входа

Новости

Статистика сайта
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Жизнь сайта

счетчик

Карта визитов

Посетители сайта
free counters -->

Друзья
Фотогалерея Птицы Чувашии Презентации по биологии

Кнопка моего сайта

Архив записей
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Урок : Кровеносные сосуды.

Задачи урока: развитие образного и логического мышления; формирование знаний о кровеносных сосудах, большом и малом кругах кровообращения, лимфообращении.

ХОД УРОКА

II. Изучение нового материала

1. Общая характеристика кровообращения

Сегодня мы обсуждаем тему «Движение крови в организме, лимфообращение» (запись на доске и в тетрадях). Давайте вспомним, что мы уже знаем по этой теме. Человек относится к классу млекопитающих, а особенности строения кровеносной системы и движение крови в организме млекопитающих мы изучали в прошлом году. Пожалуйста, вспомните и назовите характерные черты кровеносной системы млекопитающих, а значит, и человека. (Учитель кратко записывает на доске ответы учащихся: система замкнутая; два круга кровообращения; четырехкамерное сердце; кровь артериальная и венозная; артерии, вены, капилляры.)

2. Кровеносные сосуды

Молодцы, видите, как много вы уже знаете. Давайте уточним и дополним некоторые моменты. Итак, скажите еще раз, что такое артерии и что такое вены. (Артерии – сосуды, по которым кровь течет от сердца, а по венам – к сердцу.)

Давайте рассмотрим особенности строения этих сосудов. Посмотрите и скажите, что общего в строении артерий и вен. (Стенки сосудов образованы тремя слоями клеток – слой соединительной ткани, слой гладких мышц, внутренний слой – эпителиальный.)

А теперь по рисунку найдите различия в строении артерий и вен. (В артериях хорошо развит средний слой – слой гладких мышц, а на внутренней поверхности вен имеются клапаны.)

Как вы думаете, с чем связаны различия в строении артерий и вен? (С выполняемыми функциями.)

Артерии имеют более толстые стенки в связи с тем, что кровь по артериям движется под большим давлением, и чтобы такое давление выдержать, нужны прочные стенки. По венам кровь движется под меньшим давлением, поэтому и слой гладких мышц здесь тоньше.

Как вы думаете, почему стенки капилляров имеют только один слой клеток? (Это связано с функциями капилляров.)

Через стенки капилляров происходит вещественный газообмен между клетками организма и кровью.

3. Движение крови в организме

Теперь давайте проследим, как движется кровь в нашем организме. (Рассказ учителя по таблице на доске.)

Большой круг кровообращения – движение крови от левого желудочка до правого предсердия. Запишем основные участки большого круга кровообращения на доске и в тетрадях.

Малый круг кровообращения – движение крови от правого желудочка к левому предсердию.

Запишем в тетради основные участки малого круга кровообращения.

Теперь подчеркните в своих тетрадях красным цветом те участки кровеносного русла, где течет артериальная кровь, а где течет венозная кровь – синим. Вспомните, какая кровь называется артериальной, а какая – венозной, это вам тоже знакомо с прошлого года.

Теперь откройте учебник на с. 57, рис. 33. Потренируйтесь: используя рисунок, назовите основные этапы движения крови по большому и малому кругам кровообращения. На эту работу вам отводится две минуты.

4. Лимфообращение

Что вы знаете о лимфе? (Компонент внутренней среды организма, разновидность соединительной ткани.) Сегодня мы пополним ваши знания новой информацией. По предложенному плану самостоятельно составьте рассказ о лимфатической системе, используя текст статьи «Лимфатическая система» на с. 60.

План рассказа

1. Состав лимфы.
2. Движение лимфы в организме.
3. Строение лимфатической системы.
4. Функции лимфатической системы.

III. Подведение итогов урока

Ответьте на вопросы.

1. Какие вам известны виды кровеносных сосудов?
2. В чем различие между ними по строению и функциям?
3. Каковы основные участки движения крови по большому и малому кругам кровообращения (использовать таблицу, при затруднении – запись в тетради)?
4. О чем говорит сходство в строении кровеносной системы человека и млекопитающих животных?
5. Каковы функции лимфатической системы?

IV. Домашнее задание
Copyright MyCorp © Матвеева Ираида Вячеславовна